Гвидо д'АРЕЦЦО

Гвидо д'АРЕЦЦО

Гвидо д'АРЕЦЦО родился в 990 году и был монахом бенедиктинского монастыря Помпозы близ Равенны. Будучи от природы чрезвычайно способным, он во всех занятиях превосходил своих товарищей, а удачным преподаванием пения настолько вооружил их против себя, что вынужден был перейти в другой монастырь — в Ареццо, от которого и получил свое прозвище — Аретинский.

Гвидо Аретинский был одним из ученейших музыкантов своего времени, и его нововведения в способе преподавания духовного пения дали блестящие результаты.

Особое внимание он обратил на нотацию и изобрел четырехлинейную систему, на которой точно определил местонахождение полутонов (встречаясь между различными ступенями церковных ладов Григория Великого, они характеризовали данный лад, а вместе с тем и основанную на этом ладе мелодию). Стараясь возможно точнее записать мелодию, Гвидо изобретал различные правила, которые были им развиты в сложную и запутанную систему сольмизации, или гексахордов. В основу своей системы он положил новые названия тонов: ut, re, mi, fa, sol, la, причем ut обозначало с, re — d, mi — e, fa — f, sol — g, la — а. Кроме этих тонов придуманные названия означали и другие диатонические звукоряды из шести тонов, но при условии, чтобы названия mi — fa совпадали с полутоном. Таким образом получилась система гексахордов, с помощью которых можно было записать весь существующий звукоряд: G, А, В, С, D, Е, F, G, а, Ь, с, d, е, f g, а, Ь, с, d, е. Весь этот звукоряд делился на семь гексахордов, подписанных под ним так, что полутон всегда совпадал с mi — fa. Если гексахорд начинался с тонов С и g, то нота b была квадратная, или си-бекар, и такие гексахорды назывались дурными или твердыми. Если гексахорды начинались с тонов F и f нота b была круглая, или си-бемоль, и гексахорды назывались мольными или мягкими. В гексахордах, начинающихся с С и с, нота b отсутствовала, и такие гексахорды назывались натуральными.

Система Гвидо д'Ареццо продержалась весьма долго, и ее следы встречаются еще у теоретиков XVIII столетия. За свои нововведения он подвергся гонению, но, когда сам папа убедился, что эта система значительно облегчает чтение мелодий, Гвидо Аретинский был с почестями возвращен в монастырь Помпозы, в котором и прожил, занимаясь преподаванием до самой своей смерти, последовавшей 17 мая 1050 года.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере