Иоганн Себастьян БАХ

Иоганн Себастьян БАХ

Иоганн Себастьян БАХ, величайший композитор церковной музыки и органист, принадлежал к самой обширной музыкальной фамилии, когда-либо существовавшей. Родоначальник Бахов — Фейт Бах, живший во второй половине XVI века в Пресбурге, был по профессии мельник и пекарь. Почти все Бахи были или дилетанты, или специалисты-музыканты. Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе, в Тюрингии, где отец его Иоганн Амброзиус занимал должность придворного музыканта. После смерти отца (мать его умерла еще раньше) Бах, которому не было и десяти лет, переселился к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту в Ордруфе, который начал учить его пению и игре на скрипке и клавесине. Заметив быстрые успехи ребенка и завидуя его необыкновенным музыкальным способностям, брат стал всячески препятствовать его занятиям. Тщетно старался тот достать книгу, заключавшую в себе сочинения лучших композиторов того времени: Фроберге-ра, Фишера, Керля, Пахельбеля, Брунса, Бёма и других; наконец ему удалось получить эту желанную книгу, и он потихоньку ее переписал, пользуясь для этого лунными ночами. Такое напряжение зрения и было, вероятно, причиной того, что Бах под конец жизни ослеп. Благодаря хорошему голосу, он был принят в хор одной из школ Люнебурга. Живя в Люнебурге, он часто посещал Гамбург, Любек и Целле, где в то время находились лучшие музыканты. В 1703 году Бах был приглашен в Веймар на должность придворного музыканта и скрипача, а через год — органистом в Арнштадт, откуда в конце 1705 года, с целью усовершенствования в игре на органе, предпринял путешествие (пешком) в Любек к известному тогда органисту Букстехуде. В 1707 году Бах уехал в Мюльгаузен на место органиста при церкви св. Власия. Пробыв там всего один год, он снова вернулся в Веймар, но уже на должность придворного органиста, и в 1714 году был сделан концертмейстером, а в 1717-м — капельмейстером. В 1723 году Бах занял место органиста и директора школы при церкви св. Фомы в Лейпциге, где служил до смерти, последовавшей 28 июля 1750 года.

Композиторская деятельность Баха колоссальна. Он писал оратории, духовные и светские кантаты, мотеты, мессы, произведения для органа, фортепиано, скрипки в форме прелюдий, фуг, фантазий, токкат, сонат, сюит, концертов, вариаций и пр. Его многочисленные вокальные произведения, за немногим исключением, принадлежат церковной музыке. Стиль сочинений Баха исключительно полифонический, и каждый отдельный голос в его контрапунктических произведениях представляет самостоятельный мелодический интерес, а вся ткань контрапунктически разработанных голосов образует в высшей степени богатую гармонию. Любимейшей формой сочинений Баха была фуга, которую он довел до высшего совершенства. В этой форме Бах создал громадное количество первоклассных произведений. Его "Kunst der Fuge", состоящее из целой серии фуг, написанных на одну и ту же тему, — образец поразительной контрапунктической техники. Другой своей серией фуг, "Das wohltemperierte Klavier", Бах окончательно установил темперированный строй. Наиболее велик Бах в своих ораториях, в которые он вдохнул глубокое религиозное содержание и сообщил им могучий драматический характер. Биограф композитора Форкель утверждает, что Бах написал 5 пассионов, но до нас дошли всего 2 — по евангелистам Иоганну и Матфею. Музыка на страсти Господни существовала еще до Баха, но он довел ее до высшего развития. В своих ораториях и кантатах он хотя и употребляет формы драматической музыки (речитативы, арии, ансамбли и хоры), но по складу своего характера остается везде лириком. Свойства личного художественного дарования Баха вполне согласовались с духом евангелической веры, к которой он принадлежал. Вращаясь в центре религиозных интересов, Бах своей музыкой влиял на общину не менее благотворно, чем пастор своею проповедью в церкви. Хотя Бах был истинным сторонником пиетизма, религиозного направления того времени, но его мощный гений и великая художественная натура предохранили его от подчинения слезливому духу пиетистов. Сам Бах не оставил нам никаких правил композиции; о манере его собственного музыкального исполнения мы узнаем из сочинений его второго сына, Карла Филиппа Эмануэля Баха. Старший сын Баха, Вильгельм Фридеман, известен как органист и композитор-контрапунктист. Третий его сын, Иоганн Христиан, дал значительный толчок развитию сонатной формы.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере