Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ

Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ

Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ родился 21 декабря 1836 года (2 января 1837 года) в Нижнем Новгороде. С четырехлетнего возраста у него уже стала заметна склонность к музыке, и мать вначале сама обучала своего сына игре на фортепиано, затем поехала с мальчиком в Москву, где ему начал давать уроки А. Дюбюк. Занятия продолжались недолго, так как Балакирев вскоре поступил в Нижегородский дворянский институт, а потом в Казанский университет, который окончил по математическому факультету. Все время Балакирев продолжал заниматься музыкой и самостоятельно совершенствоваться, так что, приехав (1855) в Петербург вместе с известным биографом Моцарта Улыбышевым, у которого в доме провел большую часть своих юных лет, он был уже готовый пианист и автор оркестровой фантазии на народные русские темы и фортепианной фантазии с оркестром на мотивы трио "Не томи, родимый" из "Жизни за царя" Глинки. Несомненно, проведенное в доме Улыбышева время оставило неотразимые следы на творчестве Балакирева. У Улыбышева он познакомился с произведениями западных классиков и Глинки. По приезде в Петербург Улыбышев познакомил Балакирева с Глинкой, с которым молодой человек близко сошелся. Почти одновременно он познакомился и с Даргомыжским, также обратившим внимание на его необыкновенное дарование. Затем вокруг Балакирева группируются молодые талантливые музыканты Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Бородин.

Обладая большой музыкальной эрудицией и необыкновенной способностью быстро, верно и метко анализировать музыкальные сочинения, Балакирев вскоре стал во главе своих новых друзей. Группа этих талантливых музыкантов, прозванная в свое время "Могучей кучкой" (другое ее, более академичное название — "новая русская школа"), выступила поборниками русского самобытного музыкального творчества. "Могучая кучка" почти всецело обязана Балакиреву своим музыкальным образованием. В четырех своих друзьях он воспитывал самостоятельность и независимость музыкального понимания и критическое художественное чувство. Многие из произведений учеников-друзей Балакирева, а также его собственные сочинения впервые прозвучали под его управлением в концертах императорского Русского музыкального общества и в концертах Бесплатной школы.

Для оркестра Балакиревым написаны Увертюра на испанские темы, данные Глинкой, увертюра и антракты к "Королю Лиру" (1858 — 1861), Увертюра на чешские темы (1856), Увертюра на русские народные темы (1857), увертюра "Русь, или 1000 лет", сочиненная на открытие в Новгороде памятника тысячелетию России, симфоническая поэма "Тамара", считающаяся лучшим по силе, красоте и страстности произведением композитора, и Симфония C-dur. Из фортепианных сочинений — известнейшая восточная фантазия "Исламей" (1869), построенная на восточных темах и одна из высших и труднейших во всей фортепианной литературе (заметим, между прочим, что это было любимое произведение Листа, которое он часто давал играть своим ученикам), несколько мазурок, Скерцо и много переложений из Глинки, Бетховена, Берлиоза в две и четыре руки. Из многочисленных романсов Балакирева наибольшей известностью пользуются "Песнь золотой рыбки", "Мне ли, молодцу разудалому", "Еврейская мелодия", "Грузинская мелодия", "Слышу ли голос твой", "Взошел на небе месяц ясный" и др. За время управления Придворной певческой капеллой (1883 — 1895) Балакирев написал несколько сочинений для церковного хора. Кроме того, в 1866 году он напечатал первый сборник русских народных песен с художественным аккомпанементом и гармонизацией. В 90-х годах по поручению песенной комиссии, состоявшей при Императорском географическом обществе, им сделано еще 60 гармонизаций русских народных песен (вышедших двумя сборниками). Музыка Балакирева отличается богатством мелодического содержания и национальным колоритом (иногда темы — подлинные русские народные и восточные), своеобразна по гармоническому содержанию и превосходна по инструментовке.

Не менее, чем композиторская, замечательна также общественно-музыкальная деятельность Балакирева. С основанием Русского музыкального общества интерес к музыке у нас заметно увеличился, но новое музыкальное учреждение с его западным направлением не совсем отвечало потребностям современного общества, и для проведения новых идей в музыке Балакирев задумал основать Бесплатную музыкальную школу, которая, благодаря Г.Я.Ломакину (капельмейстеру хора графа Шереметева), и была открыта в 1862 году. Для школы выработана была программа обучения (элементарный класс, сольфеджио, одиночное пение, церковное пение, теория музыки и игра на скрипке). Периодически устраивались концерты под управлением Ломакина (свой хор около 300 человек) и Балакирева (приглашенный оркестр); с 1868 года, после ухода Ломакина, Балакирев на правах учредителя стал единолично управлять школой. Он выказал себя отличным дирижером, и концерты школы были поставлены на такую высоту, что Русское музыкальное общество после оставления А. Рубинштейном места директора консерватории решило пригласить Балакирева на сезон 1867/68 года дирижировать симфоническими концертами. То, что он начал и выполнял в Бесплатной школе, он стал проводить и в Русском музыкальном обществе, заявив себя в высшей степени энергичным деятелем на поприще собственно русской музыки. В 1874 году Балакирев сложил с себя звание директора Бесплатной школы и, по расстроенному здоровью, уклонился от общественной деятельности. По просьбе совета школы он в середине 1881 года вступил опять в должность директора. В 1891 году под управлением Балакирева состоялся последний концерт школы, после которого он выступил еще в двух концертах в качестве пианиста. В 1883 году Балакирев был назначен управляющим Придворной певческой капеллы, его помощником стал Н. А. Римский-Корсаков. Благодаря им школьное дело в капелле было поставлено на твердую почву, причем особенное внимание было обращено на отдел оркестровых классов капеллы. В 1894 году Балакирев удалился и от этой должности.

Он умер 16 (29) мая 1910 года в Петербурге.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере