Бела БАРТОК

Бела БАРТОК

Бела БАРТОК, крупнейший венгерский композитор, один из классиков XX века, родился 25 марта 1881 года в Надьсентмиклоше (ныне Сынниколаул-Маре, Румыния) в семье директора сельскохозяйственной школы и учительницы. Очень рано проявив музыкальные способности, он учился игре на рояле сначала у матери, затем у Ф. Керша и Л. Эркеля, а в 1899 году поступил в Академию имени Листа в Будапеште, где занимался по фортепиано и теории композиции. Окончив академию в 1903 году, вскоре увлекся фольклором, систематически бывал в экспедициях в глухих венгерских, румынских и словацких селениях, где записывал старинные народные напевы. В дальнейшем они естественно вошли в его произведения. В 1904 году состоялась премьера первого крупного сочинения Бартока — симфонической поэмы "Кошут". К этому времени им написаны также фортепианные пьесы, струнные квартеты, оркестровые сюиты. В 1911 году он начинает работу над оперой "Замок герцога Синяя борода", но завершает ее только в 1918-м, когда уже написан балет "Деревянный принц". Вскоре появляется и следующий балет-пантомима — "Чудесный мандарин" (1919). Чутко слышащий свое время, Барток объединяет в своей музыке национальные черты с новейшими достижениями современных композиторов, осваивает опыт Р. Штрауса, Стравинского, отчасти Шёнберга.

Кроме сочинения, Барток активно выступает как пианист — гастролирует во многих городах Европы и США. В частности, в 1929 году выступает в Москве, Ленинграде, Харькове и Одессе. Будучи с 1907 года профессором по классу фортепиано в Академии музыки имени Листа, в 1934-м он оставляет педагогическую деятельность ради исследований в области фольклористики и этнографии. В начале второй мировой войны Барток эмигрирует в США, где живет трудно и одиноко, не встречая ни понимания, ни поддержки. Умер Барток 26 сентября 1945 года в Нью-Йорке, в казенной больнице для бедных.

Наиболее известные сочинения Бартока кроме вышеуказанных — это 2 кантаты, Симфония (1902), Музыка для струнных, ударных и челесты (1936), Концерт для оркестра (1943), 3 фортепианных, 2 скрипичных и альтовый концерты, множество камерно-инструментальных и фортепианных сочинений, хоры, циклы песен для голоса и фортепиано. Кроме того, Барток оставил несколько фундаментальных научных трудов по фольклору.

Л. Михеева

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере