Гектор Луи БЕРЛИОЗ

Гектор Луи БЕРЛИОЗ

Гектор Луи БЕРЛИОЗ, замечательный французский композитор и литературно-музыкальный деятель, родился 11 декабря 1803 года в Ла-Кот-Сент-Андре, близ Гренобля. Отец его, по профессии медик, не сочувствовал влечению сына к музыке и направил его научное образование по своей специальности. В 1822 году Берлиоз приехал в Париж и поступил в Медицинскую школу, но любовь к музыке побудила его поступить в консерваторию, за что отец лишил его материальной поддержки. Чтобы выйти из критического положения, Берлиоз стал хористом в театре "Жимназ", продолжая в то же время занятия в консерватории. Но вскоре оставил консерваторию, будучи недоволен сухостью преподавания профессора Рейха, и на свободе отдался композиции.

Первым крупным произведением Берлиоза была месса, исполненная в церкви св. Роха, но оставшаяся, впрочем, незамеченной. В 1828 году Берлиоз поступил вновь в консерваторию, в класс Лесюера, понявшего дарования своего гениального ученика и способствовавшего их развитию. В 1830 году за кантату "Сарданапал" Берлиоз получил первую премию и как лауреат был послан для усовершенствования на пять лет в Италию. Тогда же появляется его Фантастическая симфония "Эпизод из жизни артиста". В Италии он пробыл всего два года, написав там увертюру к "Королю Лиру" и симфоническую поэму "Лелио", составляющую продолжение Фантастической симфонии.

С 1828 года, еще будучи учеником консерватории, Берлиоз начал с успехом выступать как музыкальный писатель и критик. В своих статьях он стремился завоевать права гражданства новому роду музыкальной композиции — программной музыке. Сознавая, что в лице Бетховена инструментальная музыка достигла зенита своего развития, Берлиоз стал стремиться к наибольшей определенности выражения и решил прибегнуть к программе, объясняющей поводы настроений и образы, им воспроизводимые. Он реализует в музыке воззрения, пропагандируемые им в статьях, и в его позднейших творениях еще ярче выступают индивидуальные особенности его композиторского таланта. В Италии Берлиоз создает симфонию "Гарольд" (1834), грандиозный Реквием (1837), написанный по случаю погребения генерала Дамремона, симфонию "Ромео и Юлия" для солистов, хора и оркестра (1839), Траурно-триумфальную симфонию (по случаю открытия Июльской колонны в 1840 году) и увертюру "Римский карнавал". Написанная Берлиозом опера "Бенвенуто Челлини" (1838) успеха не имела. Будучи беспощадным критиком, он нажил себе много врагов. Видя, что парижская публика не может оценить его как композитора, и недовольный ее отношением к себе, Берлиоз решается в 1843 году совершить большое концертное турне по Европе. В Германии его принимают тепло; Шуман делается его горячим поклонником. В Австрии и Венгрии вполне оценили оригинальный талант Берлиоза, Россия также радушно открыла двери творениям гениального композитора, и в ней он приобрел еще больше поклонников, чем в Германии.

В 1847 году Берлиоз впервые исполнил в Париже свою драматическую легенду "Осуждение Фауста"; посетив вторично Германию, он прожил некоторое время в Веймаре, где близко сошелся с Листом, и ранее энергично пропагандировавшим его произведения.

К поздним сочинениям Берлиоза принадлежат библейская трилогия "Детство Христа" (1854), треххорное "Те Deum" (1856), давшее ему звание члена Парижской академии, комическая опера "Беатриче и Бенедикт" (1862) на сюжет шекспировской комедии "Много шума из ничего" и большая опера "Троянцы", состоящая из двух опер — "Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене" (1858). Берлиоз известен также своими теоретическими трудами. Его трактат "Дирижер оркестра" имел громадный успех и выдержал множество изданий. В своих литературно-музыкальных трудах Берлиоз выказал себя образованным и остроумным человеком и музыкантом с благородной и художественной натурой. После смерти композитора были изданы его "Мемуары", относящиеся к путешествиям по Италии, Германии, России и Англии. В конце 60-х годов Берлиоз вторично посетил Россию, и поездка эта, будучи рядом сплошных триумфов, упрочила окончательно значение его в России.

Берлиоз считается творцом программной музыки. Характерная особенность его творчества заключается в стремлении передать с помощью музыкальных звуков поэтическую мысль. Обладая громадной композиторской техникой, Берлиоз с замечательным мастерством употребляет самые разнообразные комбинации инструментов, достигая поразительных оркестровых эффектов.

Умер композитор 8 марта 1869 года в Париже.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере