Александр Порфирьевич БОРОДИН

Александр Порфирьевич БОРОДИН

Александр Порфирьевич БОРОДИН родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Петербурге и происходил по отцу из рода князей Имеретинских. Отец его был князь Лука Семенович Гедианов, а мать — Евдокия Константиновна, урожденная Антонова, во втором замужестве Клейнеке. Когда Бородин явился на свет, отцу его было шестьдесят два года, а матери двадцать пять лет. Родившись вне брака, он не унаследовал фамилии своего отца; по обычаю того времени незаконнорожденного записали законным сыном крепостного слуги князя Гедианова. Мать Бородина была состоятельной и жила в собственном доме в Измайловском полку. Женщина умная и энергичная, она решила дать сыну домашнее воспитание. Мальчик выказывал необыкновенную понятливость, способность, прилежание и особенный интерес к музыке. Учителем фортепиано пригласили Пормана, человека очень методичного, но плохого музыканта.

Вскоре у Бородина проявилась не меньшая, чем к музыке, страсть к химии. Почти вся квартира наполнена была химическими принадлежностями и препаратами, и весь дом пропах химическими снадобьями. В свободное от уроков время он играл со своим сверстником Щиглевым, жившим в их семье, в четыре руки, и в первый же год они переиграли и знали чуть не наизусть все симфонии Бетховена и Гайдна, но особенно увлекались Мендельсоном, часто слушали оркестровую игру в Павловске, посещали симфонические концерты в университете. Чтобы познакомиться с камерной музыкой, Бородин начал учиться на виолончели, а Щиглев на скрипке. Кроме того, Бородин учился еще на флейте. Тогда же он начал сочинять, и первым опытом его в тринадцать лет стал концерт для флейты с фортепиано.

Бородину не исполнилось еще шестнадцати лет, когда он поступил в Медико-хирургическую академию, где почти с самого начала более всего стал заниматься химией. На третьем курсе он начал работать в академической лаборатории у профессора Зинина и большую часть времени отдавал ей, не переставая, однако, заниматься и музыкой. Между делом пытался сочинять романсы, но никому их не показывал. Будучи на четвертом курсе академии, он сочинил много фуг и, между прочим, вокальное трио "Чем тебя я огорчила"; последнее написано под влиянием "Жизни за царя". По выходе из академии Бородин был прикомандирован к военному госпиталю ординатором. Обязанности службы и занятия по химии не давали теперь ему возможности уделять много времени музыке. В 1858 году он защитил докторскую диссертацию, а в следующем был послан на три года за границу совершенствоваться. Музыкой в этот период занимался мало, однако сочинил струнный секстет в мендельсоновском духе. Изредка бывал в концертах и на исполнении в церквах классических ораторий. По возвращении в Петербург Бородин был избран адъюнкт-профессором кафедры химии в Медико-хирургической академии. Ученые труды Бородина доставили ему почетную известность в научном мире у нас и за границей. Кроме занятий в Медико-хирургической академии он читал с 1863 года лекции в Лесной академии, а с 1872-го — на женских медицинских курсах, будучи одним из основателей их.

В 1862 году Бородин познакомился с Балакиревым, который произвел решительный переворот в его художественной жизни и указал ему на композицию как на истинное его призвание. Балакирев стал учить Бородина формам и инструментовке. Одаренный от природы необыкновенным критическим даром и тактом, Балакирев сумел воспитать в Бородине самостоятельность музыкального мышления. Результатом влияния Балакирева явилась в 1867 году Первая симфония Бородина, означавшая зрелость музыканта. В 1867 — 1870 годах он написал несколько романсов и задумал оперу. Ряд романсов, сочиненных им как в этот, так и в позднейший период времени, есть вообще плод великого музыкального и поэтического вдохновения. Они написаны на слова или Гейне, или собственные. Самые замечательные из них — "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса", "Морская царевна", "Фальшивая нота", "Отравой полны мои песни", "Для берегов отчизны дальной" (по поводу кончины Мусоргского). По совету Балакирева Бородин принялся за сочинение оперы на сюжет драмы Мея "Царская невеста" и написал уже несколько хоров и сцен, но сюжет перестал ему нравиться, и, бросив его, он стал искать новый.

В.В.Стасов указал Бородину на "Слово о полку Игореве". Национальность, характеры, Восток, страстность и драматичность сюжета как нельзя более подходили композитору. Он тщательно отнесся к этому сюжету: изучил типы, характеры, мелодическое творчество финско-тюркских народов и сам переделал сценарий. Но сочинение оперы затянулось надолго, и Бородин до конца жизни ее не окончил. После его смерти "Князя Игоря" закончили и почти все инструментовали Глазунов и Римский-Корсаков.

В промежутках между сочинением оперы Бородин написал Вторую симфонию. Одновременно с ней он писал и Первый струнный квартет. В 1880 году он написал Второй квартет и прелестную, поэтическую музыкальную картину "В Средней Азии". При жизни своей Бородин пользовался успехом среди небольшой части русской публики и, пожалуй, гораздо более за границей. Лист, относившийся сочувственно к "новой русской школе", видел в ней залог самого широкого и оригинального развития русской музыки, и когда Бородин, Кюи, Лядов и Римский-Корсаков написали свои "парафразы" на шуточную тему польки, Лист, восхищенный ими, прислал и свою вариацию. Последними сочинениями Бородина были новые отрывки из оперы "Князь Игорь" и две части неоконченной Третьей симфонии.

Бородин умер 15 (27) февраля 1887 года в Петербурге. Он написал сравнительно мало и умер в расцвете творческого таланта. Его произведения складывались медленно и выходили в свет лишь после строгой и критической проверки автора. Слабых сочинений у Бородина нет, если не считать его первых опытов, написанных в духе Мендельсона. Его симфонии суть образец технического могучего склада, с обилием гармонических и инструментальных красок. Композитор держался общепринятых в Европе законченных оперных форм, хотя и декламационный стиль не был ему чужд. Разнообразие характеров, элементов русского и восточного, поэтичность, сила, грация, юмор, мечтательность, широкий богатырский размах, соединенные с обилием гармонических и инструментальных красок, составляют отличительные черты творчества Бородина.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере