Александр Константинович ГЛАЗУНОВ

Александр Константинович ГЛАЗУНОВ

Александр Константинович ГЛАЗУНОВ родился 29 июля (10 августа) 1865 года в Петербурге. Сын известного книгопродавца и издателя, Глазунов получил общее образование во Втором петербургском реальном училище, по окончании которого был некоторое время вольнослушателем в Петербургском университете. Склонность к музыке проявилась у Глазунова в очень раннем возрасте, и девяти лет он уже начал брать уроки на фортепиано у Еленковского, который оказал на молодого человека очень хорошее влияние в смысле его музыкального развития, будучи вместе с тем первым его учителем теории музыки.

Сочинять Глазунов начал с тринадцати лет и с первых шагов проявил выдающиеся композиторские способности. В 1879 году он познакомился с Балакиревым, советам которого много обязан. Балакирев познакомил его с Римским-Корсаковым, с которым Глазунов и начал основательно заниматься теорией композиции; он прошел с ним весь курс гармонии, контрапункта, форм и инструментовки всего в полтора года.

Самостоятельно, как вполне сложившийся композитор, Глазунов выступил в 1882 году с Первой симфонией, исполненной под управлением Балакирева в концерте Бесплатной музыкальной школы. Автору было тогда шестнадцать лет. Сочинение это композитором было затем переинструментовано четыре раза и в окончательной редакции появилось в 1885 году. За симфонией последовали Струнный квартет, Фортепианная сюита на тему Sascha (Es-A-Es-C-H-A); две увертюры на греческие темы, Первая серенада и многие другие сочинения, которые композитором позднее были более детально и тщательно разработаны.

В 1884 году Глазунов отправился за границу, где познакомился с Листом, который выказал молодому русскому композитору самое симпатичное внимание. Во время этой поездки Глазунову удалось услышать свою Первую симфонию под управлением Мюллера-Гартунга на музыкальном торжестве общества "Allgemeiner Deutscher Musikverein" в Веймаре. В 1889 году в Париже, в зале Трокадеро, в русском концерте, устроенном музыкальным любителем и издателем М. П. Беляевым, Глазунов дирижировал своей Второй симфонией (fis-moll) и симфонической поэмой "Стенька Разин". Остальными номерами этого концерта дирижировал Римский-Корсаков.

В 1899 году Глазунов был назначен профессором Петербургской консерватории, с 1905 года стал ее директором. Наряду с руководством консерваторией, с преподаванием и композицией, продолжал концертную деятельность. В 1928 году композитор выехал за рубеж и больше не вернулся. Он умер 21 марта 1936 года в Париже. В 1972 году его прах перевезен в Ленинград (Санкт-Петербург).

Творческая деятельность Глазунова, посвященная главным образом инструментальной музыке, поражает своей талантливостью, силой, оригинальностью, необычайным техническим мастерством, свежестью и вместе с тем плодовитостью. Им написано свыше 100 опусов, в том числе 9 симфоний, 6 оркестровых сюит, 5 увертюр, симфонические поэмы "Стенька Разин", "Лес", "Море", "Кремль", "От мрака к свету", "Весна"; Финская фантазия, "Памяти героя" (элегия), "Карельская легенда"; Восточная рапсодия, "Торжественное шествие", Фантазия, Intermezzo romantico; два марша — Свадебный и Торжественный (на открытие выставки в Чикаго), два концертных вальса, Мазурка, Славянско-венгерский танец, "Славянский праздник", 7 струнных квартетов и другие сочинения для инструментальных ансамблей различных составов; фортепианные сонаты и множество мелких пьес для фортепиано, виолончели, скрипки и валторны; 12 романсов и 4 кантаты; балеты "Раймонда", "Испытание Дамиса" и "Времена года".

Кроме того, Глазунов вместе с Римским-Корсаковым закончил и инструментовал не вполне законченные Бородиным номера оперы "Князь Игорь", а также записал по памяти и инструментовал увертюру к этой опере. Точно так же он закончил и инструментовал неоконченную Третью симфонию Бородина.

Глазунов является одним из выдающихся русских композиторов рубежа веков и по стилю своих произведений примыкает отчасти к "новой русской школе", но культивирует по преимуществу европейские классические музыкальные формы. Произведения его отличаются мастерством композиторской техники, богатой и смелой гармонией и в высшей степени колоритною инструментовкой.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере