Кристоф Виллибальд ГЛЮК

Кристоф Виллибальд ГЛЮК

Кристоф Виллибальд ГЛЮК родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе (Бавария). Первоначальное образование получил в Комотау, где пробыл с 1726-го по 1732 год, состоя певчим в хоре иезуитской церкви и занимаясь игрой на фортепиано, скрипке и органе. Свое музыкальное образование он продолжает в Праге под руководством разных учителей, а в 1736 году уезжает в Вену. Вскоре счастливый случай помог Глюку сблизиться с князем Мельци, который пригласил его в качестве камерного виртуоза с собой в Милан. В Милане князь Мельци поручил тамошнему капельмейстеру Дж. Б. Саммартини, талантливому музыканту и опытному педагогу, закончить музыкальное образование Глюка. Под его руководством Глюк начал делать столь быстрые успехи в композиции, что в 1741 году на сцене миланского театра была уже поставлена его опера "Артаксеркс", имевшая громадный успех. С этого времени слава композитора стала быстро расти, и он с успехом работает для многих сцен Италии: пишет одну за другой оперы "Деметрий" (Венеция, 1742), "Демофонт" (Милан, 1742), "Тигран" (Кремона, 1743), "Сифаче" (Милан, 1743), "Александр в Индии" (Турин, 1744), "федра" (Милан, 1744) и "Гиперместра" (Венеция, 1744). В 1745 году Глюк едет в Лондон, где ставит оперы "Падение гигантов" и "Артамена", а также пастиччо "Пирам и Тисба", составленное из лучших мест его прежних опер; но лондонская публика отнеслась к его операм довольно холодно, и, разочарованный своей неудачей, он уезжает вскоре из Англии, унося с собой впечатление от знакомства с Генделем. Прожив некоторое время в Дрездене, где в 1748 году была поставлена его опера "Узнанная Семирамида", Глюк поселяется в Вене. С этого времени появляются оперы "Телемак" (Рим, 1750), "Милосердие Тита" (Неаполь, 1751), "Китаянки" (Вена, 1755) и др.

С 1762 года деятельность Глюка резко изменяется и принимает направление, благодаря которому за ним остается значение реформатора в деле оперной музыки и благодаря чему он играет такую большую роль в истории развития оперы. Стремление к тесной связи между музыкой и текстом заметно у Глюка уже в "Семирамиде", но более осязательный поворот композитора к опере как музыкальной драме определяется в "Орфее", поставленном в Вене в 1762 году. В своих прежних операх Глюк почти ничем не отличается от других итальянских композиторов; начиная с "Орфея", он является вполне самобытным талантом, в трудах которого нет больше места инстинктам, хотя бы и гениальным; напротив того, все рассчитано, все является результатом знаний, стремлений и громадной опытности, гениально проведенных в его позднейших произведениях. Трудно сказать, под влиянием чего развился драматический талант Глюка. Известно, что основополагающее влияние на его музыкальную деятельность оказал Гендель своими операми и ораториями; обладая к тому же от природы восприимчивой, страстной и сильной натурой, Глюк не мог без следа пережить таких вещей, как творения Лессинга и Клопштока. Он жил и писал в то время, когда большинству людей стало очевидным, что формы итальянской оперной музыки не могут удовлетворить действительным потребностям драматической музыки. Большое влияние на склад реформаторской музыкальной личности Глюка имел либреттист Кальцабиджи, издатель драматических произведений Метастазио.

Занятый проведением своей оперной реформы, Глюк поехал в Париж, где рассчитывал найти подходящую арену для своей деятельности. Во Франции публика была уже подготовлена к проведению драматической тенденции в опере композиторами Люлли и Рамо. При содействии члена французского посольства в Вене Бальи дю Ролле Глюку удалось положить на музыку "Ифигению в Авлиде" Расина, но долго и безуспешно пришлось хлопотать о постановке этой оперы на парижской сцене. Наконец композитор добился разрешения ее постановки через посредство своей бывшей ученицы дофины Марии-Антуанетты. Опера эта была поставлена в 1773 году, и с каждым разом успех ее все увеличивался. В 1744 году в Париже был поставлен "Орфей", имевший громадный успех. В это же время Глюк переделал свою оперу "Альцеста", применяясь к требованиям парижской сцены. Водворившаяся в 1752 году в Париже итальянская опера выписала для борьбы с Глюком композитора неаполитанской школы Пиччинни, своими сладкозвучными ариями более доступного публике. Парижское общество разделилось на партии "глюкистов" и "пиччиннистов". Борьба продолжалась до тех пор, пока оба композитора не взялись за музыкальную обработку одного и того же сюжета — "Ифигению в Тавриде". В этой опере гениальность Глюка проявилась во всем своем величии и поставила его выше всякой вражды партий. Вообще Глюка постигла та же участь, что и Генделя: он долгое время не был понят и оценен, но, как и Гендель, без всяких усилий и личных стараний, одной только своей гениальностью скоро заставил парижскую публику забыть не только Пиччинни, но даже Люлли и Рамо.

К выдающимся операм Глюка принадлежат "Орфей", "Ифигения в Авлиде", "Альцеста", "Ифигения в Тавриде" и "Армида". Кроме опер Глюк писал симфонии, псалмы и пр. Всех опер, интермедий и балетов написано композитором более 50. За свои музыкальные заслуги он был возведен в дворянское достоинство (кавалер).

Глюк умер 15 ноября 1787 года в Вене.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере