Франц Йозеф ГАЙДН

Франц Йозеф ГАЙДН

Франц Йозеф ГАЙДН считается отцом современной инструментальной музыки, окончательно установившим сонатную форму. Он родился, по-видимому, 31 марта (крещен 1 апреля) 1732 года в Австрии, в деревне Рорау, близ венгерской границы. Отец его был каретник и немного играл на арфе, аккомпанируя в свободные часы пению своей жены. Шести лет Гайдна отдали в школу, где он учился пению и игре почти на всех струнных и духовых инструментах. Через два года Гайдн поступил в капеллу церкви св. Стефана в Вене хористом и служил там до 1749 года. После этого Гайдн занялся уроками и игрой в разных мелких оркестрах; но все это приносило ему слишком мало: он был в состоянии иметь комнату лишь на чердаке, и то без печи; дождь и ветер свободно проникали в нее. Но, садясь за фортепиано, он забывал все горести, никому не завидовал и усердно занимался изучением сочинений Филиппа Эмануэля Баха и теорией композиции.

В одном доме с Гайдном жил Метастазио; приняв участие в молодом таланте, он доставил Гайдну выгодный урок и познакомил с Порпорой, предложившим ему место аккомпаниатора у одной из своих учениц. Знакомство с Порпорой и Метастазио принесло Йозефу большую пользу: он узнал итальянские методы пения и композиции, научился итальянскому языку и вскоре сам начал писать сонаты, трио и серенады. Денежные обстоятельства его улучшились — у него появилась возможность приобрести необходимые теоретические сочинения и таким образом закончить свое музыкальное образование. Еще более улучшилось положение Гайдна, когда он получил место у графа Морцина. На службе у него Гайдн написал свою первую симфонию, имевшую большой успех и завоевавшую ему симпатии князя Эстергази, который предложил композитору место вице-капельмейстера в своем оркестре. Гайдн прослужил у князя Эстергази с 1761 года тридцать лет, заняв в 1766 году должность главного капельмейстера.

В 1790 году князь Эстергази умер, капелла была распущена, и Гайдн остался без должности, хотя и обеспеченный пенсией. Его обширная композиторская деятельность за время пребывания у князя Эстергази сделала имя его известным; он получил приглашение в Лондон для дирижирования своими сочинениями. Две поездки в Лондон (1790 — 1792 и 1794), где Гайдн написал свои лучшие симфонии, еще более упрочили его славу, и по возвращении в Германию он был принят как европейская знаменитость. В 1800 году он посетил Петербург и Москву, где дирижировал своими сочинениями. Поселившись окончательно в Вене, Гайдн написал свои знаменитые оратории "Сотворение мира" и "Времена года". Эти 2 большие композиции и 3 струнных квартета были последними произведениями композитора. Он умер 31 мая 1809 года.

Гайдн создал громадное количество произведений. Кроме вышеназванных, ораторию "Семь слов Спасителя", 8 немецких и 14 итальянских опер, 119 симфоний, 163 пьесы для баритона, 19 месс, 83 квартета для струнных инструментов, 44 сонаты и множество мелких вещей. Гайдн писал во всех родах музыки, но не везде творчество его проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов конца XVIII — начала XIX века. В инструментовке он открыл новые пути и обогатил музыку новыми оркестровыми эффектами. Его симфонии и квартеты, в особенности Лондонские, отличаются замечательным мастерством разработки. Драматический оперный стиль был Гайдну чужд, и оперы его не имели успеха. Его духовные сочинения носят светский характер.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере