Дмитрий Борисович КАБАЛЕВСКИЙ

Дмитрий Борисович КАБАЛЕВСКИЙ

Дмитрий Борисович КАБАЛЕВСКИЙ стоит в ряду наиболее значительных композиторов советского периода нашей страны. Он родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге в семье выпускника Петербургского университета, математика по образованию. С детства проявил разносторонние способности, которые родители — умелые воспитатели — поощряли и развивали. В 1918 году семья переехала в Москву, где в четырнадцать лет мальчик сделал выбор в пользу музыки: поступил в музыкальный техникум, а затем в Московскую консерваторию (в 1929-м окончил класс композиции Н.Л.Мясковского; в 1930-м — класс специального фортепиано А.Б.Гольденвейзера). Уже в консерватории Кабалевский проявил себя активным деятелем в духе того времени: участвовал в работе так называемого Проколла — производственного коллектива студентов, боровшихся за "новую музыку", понятную рабочим. Члены Проколла бывали на фабриках и заводах, писали массовые песни, вели активную пропаганду своих взглядов.

После окончания консерватории вся жизнь Кабалевского остается связана со столицей: он преподает в консерватории, в разное время работает на радио, является редактором журнала "Советская музыка", заведует сектором музыки Института истории искусств АН СССР, является одним из руководителей Союза композиторов. Все это сочетается с переменной творческой активностью — плодотворные периоды чередуются со временами спада. Будучи очень умным человеком и понимая, что композиторский дар его — не самого высокого класса, Кабалевский, по-видимому, и компенсировал это многосторонней деятельностью, благодаря которой стал самым титулованным и известным музыкантом страны — лауреатом, обладателем всех возможных отличий и наград, академиком и т. д. и т. п. Он удивительно умел "вписаться" в предлагаемые обстоятельства тоталитарного общества. Являясь по происхождению и воспитанию человеком того же круга, что Шостакович и Прокофьев, он не только сумел избежать тех гонений и издевательств, которым подвергались они и многие другие музыканты меньшего ранга, но и всегда оставался среди тех, кто диктовал художественную политику, определял рамки возможного в искусстве "соцреализма". Тем не менее среди его музыкального наследия есть произведения непреходящей ценности. Кабалевский работал во многих жанрах. Им написаны оперы "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси", 1938, 2-я редакция — 1968), "В огне" (1943), "Семья Тараса" (1950), "Никита Вершинин" (1955), "Сестры" (1969); оперетта "Весна поет" (1957), Реквием ("Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом", на стихи Р.Рождественского, 1962), 4 симфонии (1932, 1933, 1934, 1956); 3 концерта для фортепиано с оркестром (1929, 1936, 1952), Концерт для скрипки с оркестром (1948), 2 концерта для виолончели с оркестром (1949, 1964), огромное количество фортепианных пьес, в том числе инструктивных, романсов и песен для детей.

Кабалевский умер 14 февраля 1987 году в Москве.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере