Катерино Альбертович КАВОС

Катерино Альбертович КАВОС родился в Венеции 30 октября 1775 года, музыкальное образование получил под руководством Бьянки. Двенадцати лет он выступил как композитор и своей кантатой обратил на себя внимание императора Леопольда II, посетившего Венецию. Кавос достиг большой виртуозности в игре на органе. Приняв в 1790 году участие в конкурсе на место органиста собора св. Марка в Венеции, Кавос победил, но великодушно уступил это место нуждавшемуся старому органисту, обремененному многочисленным семейством. В 1798 году политические неурядицы вынудили музыканта покинуть Венецию, и он отправился в Петербург, где и сосредоточилась его деятельность в качестве композитора и капельмейстера сначала в итальянской, а затем во французской и русской операх. Главная заслуга Кавоса в том, что он в свои оперы стал вводить национальные русские элементы. В 1805 году на сцене придворного театра была поставлена первая опера композитора на русский текст — "Князь-невидимка, или Личар-да-волшебник". Далее следуют оперы и оперетты-водевили "Беглец от невесты", "Илья-богатырь" (1806), "Три брата-горбуна" (1808), "Казак-стихотворец" (1812), "Крестьяне, или Встреча незваных" (1814), "Откупщик Бражкин", "Иван Сусанин" (1815), "Вавилонские развалины" (1818), "Добрыня Никитич" (1818, в сотрудничестве с Антонолини), "Жар-птица" (1822, в сотрудничестве с тем же Антонолини), "Светлана" (1822), "Юность Иоанна III" (1823), "Пьемонтские горы, или Взорванный Чертов мост" (1825, в сотрудничестве с Ленгардом) и "Мирослава, или Костер смерти". Опера "Илья-богатырь" была первой попыткой создать национальную русскую оперу, и в течение двадцати лет она была необходимой принадлежностью всех официальных торжеств. Балеты, написанные Кавосом: "Зефир и Флора" (1808), "Амур и Психея" (1810), "Любовь к отечеству" (1813), "Ацис и Галатея" (1815), "Роланд и Моргана" (1825), "Федра" (1825, в сотрудничестве с Туриком) и "Сатана" (1825, в сотрудничестве с Туриком и Шелиховым); кроме того, Кавос написал музыку к водевилю Шаховского "Любовная почта" (1806), к переводной комедии "Мнимый невидимка" (1813), к пьесам и переложениям Шаховского "Александр и София", "Сокол князя Ярослава", "Ивангоэ", "Буря", "Женщина-лунатик", "Фингал" (драматическая поэма), "Аристофан", "Керим-Гирей" и пр.

Кавос был талантливый композитор и писал красиво и удобно для голосов и инструментов. В операх его замечается по сравнению с операми предшественников значительный шаг вперед в смысле музыкальных форм. Введение русского национального элемента в музыке Кавоса получает дальнейшее развитие у Верстовского, которому суждено было двинуть вперед национальный характер русской оперы первого периода ее существования, хотя он и уступал Кавосу в композиторской технике. Кавос был превосходным оперным капельмейстером, а также прекрасным учителем пения и с 1811-го по 1829 год состоял учителем музыки в Смольном институте. В 1821 году он был назначен инспектором, а в 1832-м — директором оркестров императорских театров.

В 1836 году Кавос принимал деятельное участие в постановке оперы "Жизнь за царя" Глинки, выказав при этом благородство характера. Хотя у Кавоса была опера на тот же сюжет ("Иван Сусанин"), он настойчиво требовал у дирекции театров принятия к постановке оперы Глинки, найдя в ней большие достоинства.

Кавос умер 28 апреля (10 мая) 1840 года в Петербурге.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере