Густав МАЛЕР

Густав МАЛЕР

Густав МАЛЕР, один из замечательнейших композиторов рубежа XIX — XX веков, родился 7 июля I860 года в Калиште, в семье мелкого торговца. С раннего детства он полюбил народные песни, звучавшие вокруг, — австрийские, чешские, венгерские, цыганские, словацкие — всех народов лоскутной Австрийской империи, в которую входила тогда Чехия. Ему было четыре года, когда родители с изумлением обнаружили, что малыш знает больше двухсот напевов. Явное пристрастие и большие способности к музыке заставили отца подумать о музыкальном образовании ребенка. С шести лет он начинает учиться игре на фортепиано у капельмейстера Жижки, а в восемь уже сам начинает давать уроки игры на рояле и приносит домой первый заработок. В десять лет Малер дает первый публичный концерт в Йиглаве, куда к тому времени семья переехала, а в пятнадцать лет отец повез его в Вену. Малер учится в консерватории, которую заканчивает в 1878 году, одновременно занимается в университете, где его интересуют курсы истории, философии, истории музыки. С 1880 года начинается его работа в качестве дирижера, сначала в небольших городах — Халле, Лайбахе (ныне Любляна), Ольмюце (ныне Оломоуц), Касселе, а в 1885 году поступает капельмейстером в оперный театр Праги. К этому времени у него уже немало композиторских опытов, среди которых оперные эскизы, фрагменты симфоний, фортепианные пьесы, Соната для скрипки с фортепиано, "Жалобная песня" для сопрано, альта, тенора, хора и оркестра (к этому сочинению Малер возвращался в 1888 и 1899 годах).

Зрелый период творчества наступает в 1883 — 1884 годах, когда он создает вокальный цикл "Песни странствующего подмастерья" на собственные тексты. В 1888-м он заканчивает Первую симфонию, в основу которой положена музыка предшествующего цикла. В это время он уже в Лейпциге, где занимает место второго дирижера городского театра, но в том же году, по окончании контракта, едет в Будапешт, где ему предлагают место директора Королевской оперы. В 1889 году умирает отец Малера, и на его плечи ложатся заботы об осиротевшей семье — младших братьях и сестрах. Работать приходится невероятно много, и творчеству музыкант может посвящать лишь летние каникулярные месяцы. Чередуются новые места работы (1891 — 1897 — дирижер в Гамбурге, 1897 — 1907 — директор и дирижер Венского придворного оперного театра) и новые сочинения: песни "Чудесный рог мальчика" (1892 — 1895), Вторая симфония (1888 — 1894), грандиозная Третья симфония (1895 — 1896), Четвертая симфония, которую автор назвал юмореской (1899 — 1901), "Семь песен последних лет" на стихи Рюккерта и народные тексты из сборника "Чудесный рог мальчика" (1899 — 1903), "Песни об умерших детях" на стихи Рюккерта (1901 — 1904), Пятая симфония (1901 — 1902), Шестая, Трагическая симфония (1903 — 1904), Седьмая симфония (1904 —1905).

Как дирижер Малер — основатель всемирно признанной школы, давшей таких музыкантов, как Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Александр Цемлинский. Что же касается сочинений, то они для Малера — не просто музыка. Он написал однажды, что для него сочинить симфонию — значит всеми средствами музыкальной техники построить мир. В другом месте он замечает: "Всю жизнь я писал музыку на вопрос Достоевского: «Как могу я быть счастливым, если где-то страдает другое существо?»" И он использует именно все средства: расширяет круг интонаций, вводя народные напевы, фанфары, хорал (критика обвиняла его во всеядности, в неразборчивости и плохом вкусе), включает в симфонии слово и голос — соло или хор — как сильнейшее выразительное средство. Вершиной его творчества становится Восьмая симфония (1906) для солистов, хоров и ор кестра на стихи католического гимна "Приди, о Дух животворя щий" и второй части "Фауста" Гете.

В 1897, 1902 и 1907 годах Малер посещает Россию; в Москве и Петербурге проходят его концерты. В 1907 году он уезжает в США, где до марта 1909-го работает дирижером "Метрополитен-опера", а потом — дирижером нью-йоркского симфонического оркестра. Его сочинения этого времени — вокально-инструментальная симфония "Песнь о земле" на стихи древних китайских поэтов в переводах Г. Бетге (1907 — 1908) и Девятая симфония (1909). Десятая симфония, над которой Малер работал начиная с 1910 года, осталась незавершенной: сердце не выдержало постоянных изматывающих нагрузок. В начале 1911 года тяжело больной композитор отправился в Европу, надеясь на курс лечения в Париже. Но врачи не смогли ему помочь, и Малер потребовал, чтобы его отвезли в Вену. Там он скончался 18 мая 1911 года.

Очень высоко оценивая работу Малера-дирижера, его долгое время не воспринимали как самобытного композитора, считая его музыку типично "капельмейстерской" (так называли многочисленные сочинения дирижеров, которые, постоянно имея дело с чужой музыкой, начинали что-то пописывать сами). Его симфонии казались эклектическими, тяжеловесными и банальными, неоправданно растянутыми, подчас примитивными. Малер знал, что немногие ценят его творчество, но верил, что его время придет. И оно действительно пришло. Как писал в 50-е годы американский композитор и дирижер Леонард Бернстайн, "его время пришло. Если когда-либо существовал композитор своего времени, то это был Малер, пророческий лишь в том смысле, что он уже знал то, что миру предстояло узнать и принять полвека спустя... Музыка Малера почти жестока в своих откровениях. Она — как фотокамера, поймавшая... общество в момент его упадка... Только спустя пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет мировых разрушений... только после всего этого мы можем, в конце концов, слушать музыку Малера и понимать, что она предсказывала все это. И что в своем предсказании она орошала наш мир дождем красоты, равной которой не было с тех пор".

Л. Михеева

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере