Феликс МЕНДЕЛЬСОН

Феликс МЕНДЕЛЬСОН

Феликс МЕНДЕЛЬСОН, внук философа и еврейского реформатора Моисея Мендельсона и сын берлинского банкира Авраама Мендельсона, родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге. К тому времени семья, принявшая христианство, взяла вторую фамилию — Бартольди. Обнаружив рано музыкальные способности, Феликс занимался на фортепиано у Бергера, на скрипке у Гениша и по теории музыки у Цельтера. В 1818 году Мендельсон с успехом играл на фортепиано в частном концерте, в 1819-м выступил как альтист в Берлине. В доме отца устраивались музыкальные собрания с участием небольшого оркестра, и мальчик, начавший сочинять, имел возможность пробовать в оркестре написанное и таким образом слышать и проверять свои сочинения, что несомненно приносило ему громадную пользу. С 1820 года начинаются серьезные занятия композицией; в этом году он написал скрипичную сонату, 2 фортепианные сонаты, маленькую кантату, маленькую оперетту, несколько песен и мужских квартетов. В 1821 году он познакомился с Вебером, который произвел на него сильное впечатление. В том же году Цельтер свез его к Гёте, который принял мальчика ласково и очень заинтересовался его талантом. В 1825 году Мендельсон сопровождает своего отца в Париж, где знакомится со многими знаменитостями и вызывает удивление ранним развитием дарования. В 1826 году Мендельсон создает увертюру к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь"; всю музыку к пьесе он написал семнадцать лет спустя, в 1843 году.

В 1827 году в Берлине поставлена опера Мендельсона "Свадьба Камачо". Тогда же он поступает в Берлинский университет. 1829 год отмечен важным музыкальным событием, виновником которого был Мендельсон: под его управлением в Берлине состоялось первое после смерти Баха исполнение "Страстей по Матфею". В том же году по приглашению Мошелеса Мендельсон уезжает в Лондон. Здесь в концерте филармонического общества он исполняет в первый раз под личным управлением свою с-moll'ную Симфонию и увертюру "Сон в летнюю ночь". Прием композитору был сделан блестящий. После путешествия по Шотландии молодой музыкант возвращается в Берлин европейской знаменитостью. В 1830 году он предпринимает путешествие по Италии, а оттуда (1832) едет в Париж и Лондон. В Лондоне он дирижирует увертюрой "Гебриды" и исполняет g-moll'ный Концерт для фортепиано. Здесь же он издает первую тетрадь "Песен без слов". В 1833 году Мендельсону было поручено дирижирование на Рейнском музыкальном торжестве в Дюссельдорфе. Отсюда он едет опять в Лондон, где дирижирует своей Итальянской симфонией, а по возвращении в Дюссельдорф получает место музикдиректора, которое занимает два года, после чего в 1835 году дирижирует на музыкальном празднике в Кёльне. В том же году он принимает предложение занять место капельмейстера симфонических концертов Геванд-хауза в Лейпциге. Дирижерские способности, прекрасное музыкальное образование и композиторское дарование быстро делают Мендельсона центром лейпцигской музыкальной жизни, а Лейпциг — центром музыкальной жизни Германии и Европы.

Концерты Гевандхауза достигают своей высшей славы. В 1836 году Лейпцигский университет дает Мендельсону степень доктора философии honoris causa. Зародившаяся идея написать ораторию-трилогию "Илия — Павел — Христос" была не осуществлена композитором до конца, так как ему удалось написать только оратории "Илия" и "Павел"; оратория "Христос" осталась неоконченной, и отрывки из нее были напечатаны уже после смерти композитора как ор. 97. Оратория "Павел" была окончена в 1836 году и в том же году исполнена в Дюссельдорфе. Оратория "Илия", начатая композитором десятью годами ранее, позднее была переделана им, и первое исполнение ее под личным управлением автора состоялось в Бирмингеме в 1846 году. В Лейпциге эта оратория была исполнена уже после смерти композитора. В своих ораториях Мендельсон старался подражать Генделю и Баху. Хотя он не достиг высоты их религиозно-драматического гения, но своими ораториями подготовил публику к лучшему пониманию вышеупомянутых корифеев. В 1843 году Мендельсон основал в Лейпциге консерваторию, и в числе преподавателей были приглашены Шуман, Фердинанд Давид, Мошелес и др. Король прусский Фридрих-Вильгельм IV старался перетянуть Мендельсона в Берлин.

В 1841 году композитор принял на один год его приглашение, но вскоре вернулся обратно в Лейпциг, где остался до самой смерти, последовавшей 4 ноября 1847 года.

Мендельсон оставил после себя громадное количество сочинений. Наиболее выдающимися из них считаются оратории "Павел", "Илия", баллада "Вальпургиева ночь" для хора и оркестра, увертюры, симфонии A-dur и a-moll, Скрипичный концерт, фортепианные концерты g-moll и d-moll, музыка к комедии "Сон в летнюю ночь" и песни без слов для фортепиано.

Мендельсон принадлежит к числу выдающихся немецких композиторов. Воспитанный на классических образцах, он выработал блестящую технику и достиг в своих сочинениях красоты и грациозности. Его мелодии всегда законченны и красивы, разработка же и фактура не оставляют желать ничего лучшего. Как романтик в музыке Мендельсон играет роль далеко не последнюю, хотя и не столь видную, как Шуберт и Шуман. Заслуга Мендельсона как дирижера заключается в пропаганде произведений величайших композиторов: он впервые познакомил немецкую публику с Симфонией C-dur Шуберта (разысканной в Вене Шуманом) и первый, после долгого перерыва, начал исполнять в Германии Баха и Генделя.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере