Джакомо МЕЙЕРБЕР

Джакомо МЕЙЕРБЕР

Джакомо МЕЙЕРБЕР (настоящее имя Якоб Либман Бер) родился 5 сентября 1791 года в Тасдорфе, близ Берлина. Он происходил из богатой еврейской семьи, родители его ничего не жалели, чтобы дать своему сыну блестящее образование. Музыкальное дарование обнаружилось у ребенка весьма рано, и учителями его были по фортепиано — Ф. Лауска и Клементи, по теории музыки — Цельтер, а позднее — знаменитый теоретик аббат Фоглер, у которого Джакомо занимался с 1810-го по 1812 год. Унаследовав состояние деда по материнской линии, юноша присоединил его фамилию — Мейер — к своей, после чего и стал называться Мейербером.

Одними из первых произведений Мейербера были оратория "Бог и природа" и опера "Обет Иевфая" (1811). Вторая его опера, "Алимелек" (1814), была поставлена в Вене, а позднее в Праге и Дрездене. В Вене Мейербер встретился с Гуммелем, который так восхитил его своей игрой, что Мейербер принялся усиленно заниматься на фортепиано и вскоре начал выступать как виртуоз. По совету Сальери он отправился в 1815 году в Италию, чтобы научиться писать для пения. Там он познакомился с операми Россини и понял, чего ему не хватает. Быстро усвоив итальянскую манеру письма, Мейербер пишет оперы "Ромильда и Констанца" (1815), "Узнанная Семирамида" (1819), "Эмма Ресбургская", "Маргарита Анжуйская" (1820) и др. В 1826 году Мейербер переселяется в Париж. Он быстро схватывает сущность французской музыки и в следующих операх соединяет мелодичность итальянской, гармонический интерес немецкой и драматизм французской музыки. Его первая французская опера "Роберт-Дьявол", поставленная на сцене "Гранд-Опера" в Париже в 1831 году, приносит композитору давно желанную славу. С еще большим успехом состоялась на той же сцене премьера оперы "Гугеноты" (1836).

После постановки этой оперы в Берлине в 1842 году король прусский Фридрих-Вильгельм IV жалует Мейерберу титул Generalmusikdirektor'a, и композитор переселяется в Берлин. Еще в 1838 году он начал писать оперу "Африканка", но затем оставил ее, увлекшись другими сюжетами. В 1849 году в Париже с громадным успехом прошла премьера оперы "Пророк". В 1859 году на сцене "Опера комик" Мейербер ставит "Динору". После этого он вновь принимается за "Африканку", первое представление которой состоялось на сцене "Гранд-Опера" в 1865 году, уже после смерти композитора. Мейербер умер 2 мая 1864 года в Париже, куда приехал на репетиции своей последней оперы. Его прах был перевезен в Берлин.

Кроме опер Мейербер написал музыку к нескольким драматическим спектаклям, хоры, 7 духовных од Клопштока, 91-й псалом, "Pater noster", 12 двуххорных псалмов, "Miserere", "Те Deum", "Stabat Mater" и около 40 песен с аккомпанементом фортепиано. Значение Мейербера как композитора основывается главным образом на его операх. Обладая громадным дарованием, он работал не столько в интересах искусства, сколько для достижения успеха. Чтобы угодить массе, он не стеснялся в средствах, и очень часто художественная цельность приносится им в жертву. Рядом с захватывающими и в высшей степени музыкальными моментами у него встречаются места банальные и бессодержательные. Оперы его производят впечатление мозаичной пестроты, вследствие смешения разнородных средств и различных музыкальных стилей. Для достижения наибольшего эффекта Мейербер прибегал к сложной постановке и самым разнообразным сценическим ситуациям. Но при всем том Мейербер есть все-таки крупная музыкальная величина: он создал новую эру в оперном искусстве и установил тип так называемой французской большой оперы. Обладая громадной композиторской техникой, он мастерски пользовался оркестровыми эффектами, достигая замечательной колоритности в инструментовке.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере