Модест Петрович МУСОРГСКИЙ

Модест Петрович МУСОРГСКИЙ

Модест Петрович МУСОРГСКИЙ родился 9 (21) марта 1839 года в селе Кареве Торопецкого уезда, Псковской губернии. Музыкой начал заниматься рано, под руководством матери, и на седьмом году уже играл небольшие сочинения Листа. На десятом году жизни был отвезен в Петербург и определен в Петропавловскую школу, а в 1852 году поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Выйдя из этого заведения в 1856 году, он поступил на службу в Преображенский полк, но в 1859-м вышел уже в отставку, чему причиной было сильное влечение его к музыке, которою он решил заняться серьезно. Он стал брать уроки фортепианной игры у Герке, основательно изучая образцы классической музыки. Знакомство с Даргомыжским и Балакиревым имело большое значение в жизни Мусоргского; он начал брать у последнего уроки теории музыки. В это время Балакирев сильно превосходил Мусоргского в музыкальном развитии и проштудировал с ним классиков, занимаясь анализом форм. Нуждаясь в средствах, Мусоргский принужден был поступить на службу в инженерный департамент (1863 — 1868), но вследствие сокращения штатов вышел в отставку. С 1869-го по 1879 год он служил в лесном департаменте Министерства государственных имуществ, после чего снова вышел в отставку; наконец, нужда заставила его опять поступить на службу, на этот раз в департамент контроля, где он и прослужил почти до самой смерти.

Сочинять Мусоргский начал в тринадцать лет. В 1856 году он задумал оперу Тан-исландец" на сюжет Гюго, но отсутствие теоретических знаний не позволило ему взяться за эту работу. Ранние его сочинения — все для рояля — не сохранились. В 1863 — 1864 годах Мусоргский написал четыре картины к опере "Саламбо", на сюжет романа Флобера; после этого он обратился к трагедии Софокла "Эдип", один из музыкальных номеров исполнялся в концерте (1868) с большим успехом; музыка же оперы "Саламбо" впоследствии с значительными изменениями вошла в оперу "Борис Годунов". Около того же времени он сочинил несколько романсов, лучшие из них "Калист-ратушка" на стихи Некрасова и "Саул" на собственный текст. Написанные затем симфоническая картина "Ночь на Лысой горе", "Картинки с выставки" (для фортепиано) — десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана, романсы показывают наступивший уже зрелый период творчества композитора. В конце 60-х годов Мусоргский начал писать оперу на текст Гоголя "Женитьба". Опера должна была представить что-то небывалое: девизом композитора было воспроизведение музыкой реальной словесной речи. Однако исполнение этой задачи представило большие трудности, и композитор окончил один только первый акт "Женитьбы". По совету профессора В. В. Никольского, оставив "Женитьбу", он принялся за новую оперу на сюжет пушкинского "Бориса", для чего сам составил превосходное либретто. В ноябре 1869 года четырехактная опера была закончена и зимой инструментована. Но так как дирекция императорских театров отказала Мусоргскому в постановке ее, он сделал в ней существенные изменения, прибавил пятый акт, и в 1874 году, 27 января, состоялось на Мариин-ской сцене в Петербурге первое представление "Бориса". Опера имела солидный успех. В течение года она делала хорошие сборы, затем была снята с репертуара. Опера эта — одно из замечательных творений Мусоргского; выдающиеся качества ее — яркость народных сцен, дышащих реальной правдой, и глубоко правдивая психология обрисовываемых действующих лиц. Впоследствии опера была отредактирована и переинструментована Н. А. Римским-Корсаковым. Оригинальная особенность проявилась у Мусоргского в этой опере: у него почти совершенно отсутствует любовный элемент, обыкновенно неотъемлемая принадлежность большинства опер.

После этого композитором были задуманы две оперы. Первая из них — "Сорочинская ярмарка" — осталась неоконченной; комический элемент создан в ней очень удачно. Другая опера — народная музыкальная драма "Хованщина" — задумана композитором в самом начале 70-х годов. Для нее он основательно изучал историю раскола и русскую историю конца XVII века. Вчерне опера была окончена летом 1880 года, но лишь после смерти Мусоргского приведена в порядок и переинструментована Римским-Корсаковым. Опера эта обладает и многими достоинствами, и некоторыми недостатками, свойственными Мусоргскому, подобно тому как и первая его опера "Борис". В середине XX века обе эти оперы были переоркестрованы Шостаковичем, который постарался вернуть их ближе к первоначальному авторскому замыслу.

Совсем новое, из ряда вон выходящее явление представляют многочисленные романсы Мусоргского, в которых он предстает необычайно талантливым продолжателем Даргомыжского с его декламационным стилем и реализмом. Романсы Мусоргского суть результат его поэтической и глубокой натуры, а также наблюдений жизни. Комизм, юмор, жизненная правда в пределах художественности сопровождают тут композитора. Лучшие романсы по правдивости, глубине, реальности и красоте — "Козел", "По грибы", "Семинарист" (комические); "Светик Савишна", "Озорник" (юмористические); "Классик", "Раек" (сатирические зарисовки современных композитору музыкантов). Великолепен цикл романсов чисто драматических, написанных на слова графа А. А. Голенищева-Кутузова, — "Песни и пляски смерти". В него входят "Трепак", "Колыбельная", "Полководец". Того же мрачного характера романсы "Забытый", "Сиротка" и "Колыбельная" (последние два на слова самого композитора). Но целое событие в музыкальном мире представляет его "Детская". Под этим общим заглавием сгруппированы семь музыкальных картинок, рисующих мир детей. Кроме того, Мусоргским написаны шесть романсов, носящих общее название "Без солнца" (на слова графа А. А. Голенищева-Кутузова), и еще несколько менее известных романсов. Он написал также "Поражение Сеннахериба" для хора с оркестром, "Иисус Навин" (заимствовано из оперы "Саламбо") для солистов и хора с фортепиано; несколько фортепианных пьес, к сожалению до сих пор мало известных. Мусоргский — преимущественно композитор вокальной музыки. Его "Борис Годунов" и "Хованщина" представляют собой выдающееся явление.

Принципом творческой деятельности композитора было слияние музыки и слова воедино. Музыкой он изображал не только настроения и чувства, но и изгибы и оттенки речи человеческой, вследствие чего в его операх почти нет закругленных арий и музыка служит дополнением слова. Мелодический и гармонический склад музыки Мусоргского далек от западноевропейской и характерен для народной, которую он и старался ввести в свои оперы. Источником национального склада творчества композитора было его детство, проведенное в деревне, влияние няни, а также личное сближение с народом. "Хованщина" прямо носит название народной музыкальной драмы. Мусоргский был выдающийся талант, это находили даже его многочисленные противники. Он имеет в развитии русского музыкального искусства выдающееся значение здоровым началом реализма народной жизни, подчинив своему влиянию почти всех русских композиторов. Позднее влияние Мусоргского сказалось и на музыке многих западных композиторов. Обладая отличной фортепианной техникой, он славился как превосходный аккомпаниатор. В 1879 году вместе с певицей Д.М.Леоновой он предпринял концертное путешествие по России, и оба артиста были везде принимаемы восторженно. И все-таки Мусоргский, хотя и обладал столькими талантами, умер почти в нищете 16 (28) марта 1881 года в Петербурге.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере