Эдуард Францевич НАПРАВНИК

Эдуард Францевич НАПРАВНИК

Эдуард Францевич НАПРАВНИК родился 12 (24) августа 1839 года в Биште (Богемия). Сын учителя, он рано проявил свои музыкальные способности; первым руководителем его музыкальных занятий был О. Пугонный, который занимался с ребенком и научными предметами.

Изучая органную игру, гармонию и цифрованный бас, мальчик делал быстрые успехи и тринадцати лет мог уже играть на органе в церкви во время литургии. В 1850 году Направник поступил в реальное училище в Праге, но окончить курс в училище ему не удалось вследствие смерти в 1854 году отца (мать умерла еще раньше). Оставшись без поддержки и без средств, он не упал духом и, чувствуя влечение к музыке, решил избрать себе музыкальную карьеру. Поступив в органную школу в Праге, он начал прилежно заниматься под руководством директора школы Пича и профессора Блажека, посещая вместе с тем фортепианную школу Майделя, где вскоре занял место преподавателя. Обеспечив себя материально, он продолжал совершенствоваться, изучая оркестровку и капельмейстерское дело под руководством директора Пражской консерватории Кителя, и вскоре достиг редкого совершенства в чтении оркестровых партитур. Вместе с тем он начал пробовать свои силы в композиции, и до 1861 года (год приезда его в Россию) им было написано уже несколько оркестровых пьес (Увертюра на чешские темы, Месса, Симфония), фортепианных (2 фантазии, Соната для скрипки, прелюдии и фуги) и вокальных (романсы, хоры); между прочим, он одержал на одном из конкурсов в Праге победу и получил за представленное к конкурсу сочинение первую премию. Позднее, уже в Петербурге (в 1876 году), за сочиненное им Трио (g-moll) он также получил первую премию на конкурсе императорского Русского музыкального общества.

В 1861 году, получив предложение от известного русского мецената князя Юсупова занять место капельмейстера его домашнего оркестра, Направник отправился в Россию, которая с этого времени сделалась его второй родиной. В 1863 году он был приглашен помощником капельмейстера и органистом Мариинского театра. В 1867-м он стал вторым капельмейстером, в 1869-м назначен первым капельмейстером. Место это он занимал до самой смерти, которая наступила 10 (23) ноября 1916 года. В течение своей службы в Мариинском театре Направник продирижировал огромным количеством оперных представлений (свыше 3000), его большая заслуга — постановка на Мари-инской сцене новых русских опер.

С занятием Направником места главного капельмейстера Мариинского театра бессмертные оперы Глинки стали исполняться в безукоризненной и художественной передаче, и вообще точное и безукоризненное исполнение при нем сделалось обычным. При строгой требовательности к своим подчиненным, отношение Направника к ним было самое заботливое и дружеское, и он всегда принимал большое участие в материальном их обеспечении. Так, при возобновлении своего контракта с дирекцией театров он ставил условием продолжения своей службы в качестве капельмейстера прибавку жалованья хору и оркестру русской оперы. При нем и благодаря ему Мариинский театр из жалкой полулюбительской сцены превратился в один из лучших оперных театров мира.

Кроме сложной и многотрудной обязанности оперного дирижера Направник с 1869-го по 1881 год управлял симфоническими собраниями императорского Русского музыкального общества, а также концертами при Высочайшем дворе и целым рядом благотворительных концертов. Одно время он был председателем дирекции петербургского отделения императорского Русского музыкального общества, затем членом главной дирекции того же общества и почетным его членом.

Несмотря на громадную и утомительную деятельность оперного дирижера, Направник находил время и для композиции: в 1868 году в Петербурге с большим успехом поставлена его опера "Нижегородцы", в 1886-м — "Гарольд", в 1895-м — "Дубровский", в 1902-м — "Франческа да Римини". Кроме того, им написаны 3 струнных квартета, один фортепианный, 2 фортепианных трио, большое количество хоров, романсов и фортепианных пьес, 4 симфонии, Симфонический концерт для фортепиано с оркестром, "Народные танцы" для оркестра, Сюита для оркестра, симфоническая поэма "Восток", музыка к поэме "Дон Жуан" графа А. К. Толстого и пр.

В своих сочинениях Направник выказывает громадную композиторскую технику, большое знание оркестровых красок и вокальных возможностей. Обладая солидной школой, он во всех формах музыки проявляет, талантливость и остроумную изобретательность.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере