ПАЛЕСТРИНА

ПАЛЕСТРИНА

ПАЛЕСТРИНА, один из величайших композиторов церковной музыки, родился в 1525 году в Палестрине, близ Рима, откуда и получил свое прозвище; настоящее же имя его было Джованни Пьерлуиджи. Музыкальное образование он получил в строгой школе Гудимеля и в 1544 году занял место органиста и капельмейстера при соборе в Палестрине. В 1551 году он был назначен преподавателем музыки в Ватиканской капелле, а затем стал ее капельмейстером. Пользуясь покровительством папы Марчелло II, он быстро выдвинулся и был приглашен в члены певческой коллегии папской капеллы. После смерти Марчелло II на папский престол вступил Павел IV, человек строгих правил и далеко не меценат. Палестрина, как лицо не духовное и женатый, вследствие строгих мер нового папы должен был покинуть папскую капеллу в 1555 году, однако не остался без места: в том же году ему была предложена должность капельмейстера в римской церкви Сан Джованни, где он и прослужил около шести лет, а затем перешел капельмейстером в церковь Санта Мария Маджоре. Несмотря на трудную и утомительную деятельность капельмейстера, Палестрина успевал заниматься композицией и в 1560 году обратил на себя всеобщее внимание своими импропериями (псалмы, поющиеся на Страстной неделе). Их простая, красивая, гармоничная музыка производила сильное впечатление, и Тридентский собор (1543 — 1563) обратился к Палестрине с поручением написать пробную мессу, которая доказала бы возможность сохранения контрапункта в церковной музыке. На Тридентском соборе, стремившемся очистить католицизм от всего напоминающего протестантизм, некоторыми духовными лицами было предложено исключить из церковной музыки контрапункт и возвратиться к одноголосному григорианскому пению, так как многоголосная музыка вследствие разных контрапунктических хитросплетений якобы наносит ущерб ясности текста и музыкальному благозвучию. Ввиду разногласия членов Тридентского собора была избрана особая комиссия, на которой лежала обязанность определить, возможно ли при вышеизложенном требовании духовенства сохранить в церковной музыке контрапунктический стиль. Комиссия решила поручить Палестрине написать контрапунктическую мессу, могущую в то же время удовлетворить всем требованиям духовенства. Сознавая всю важность возложенного на него поручения и задавшись целью спасти многоголосную музыку от изгнания из церкви, композитор написал три шестиголосные мессы; мессы эти (и в особенности последняя из них, под названием Месса папы Марчелло) решили участь многоголосной контрапунктической музыки. Папа Пий IV, услышав последнюю мессу Палестрины, воскликнул: "Здесь Иоанн (то есть Палестрина) в земном Иерусалиме даст нам предчувствие того пения, которое св. апостол Иоанн в пророческом экстазе слышал в небесном Иерусалиме".

Под влиянием этих месс духовенство решило не восставать против употребления в церкви контрапункта, и Тридентский собор постановил за правило всем композиторам духовной музыки писать в стиле Палестрины. Решение это явилось не следствием отсутствия в его мессах контрапунктических комбинаций, а потому, что композитор сумел подложить под все вступления голосов и имитации текст, не затемнив его ясности. В смысле композиторской деятельности Палестрина представляет зенит развития контрапунктической духовной музыки a cappella; светской же музыки он не писал совсем, за исключением нескольких мадригалов. Хотя Палестрина не был новатором в деле церковной музыки, но довел ее до совершенства; в его произведениях контрапунктического стиля всевозможные комбинации и искусные имитации сочетаются с ясностью и удобопонятностью текста.

Лучшими из произведений Палестрины считаются сборник четырех- и пятиголосных месс, посвященных папе Юлию III, 3 шестиголосные мессы. Кроме того, им были написаны 14 книг четырех-, пяти- и шестиголосных месс, одна книга восьмиголос-ных, 10 книг четырех- и пятиголосных мотетов, одна книга офферториев, 3 книги литаний, одна книга пяти-, шести- и восьмиголосных магнификатов, 3 книги ламентаций, 4 книги четырех- и пятиголосных мадригалов, "Stabat Mater" и несколько отдельно изданных произведений.

Палестрина совместно с композитором Джованни Мария Нанино основал в Риме музыкальную школу, выпустившую в свое время много хороших композиторов. Умер 2 февраля 1594 года в Риме.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере