Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ

Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ

Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ, выдающийся композитор, пианист и дирижер, один из тех, кто составил славу русского искусства XX века, родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка ( ныне село Красное Донецкой области) в семье управляющего имением. Его первыми музыкальными впечатлениями были как крестьянские напевы и наигрыши, так и музицирование матери — пианистки, отличавшейся хорошим вкусом и ставшей его первой музыкальной наставницей. Уже в пять лет мальчик написал свою первую пьесу, а в девять, после поездки в Москву и посещения Большого театра, сочинил оперу "Великан" на собственное либретто. Поняв, что способности ребенка незаурядны и требуют серьезного отношения, родители пригласили в Сонцовку композитора Р. М.Глиэра, который в течение летних месяцев давал мальчику уроки сочинения. К тринадцати годам, когда Прокофьева повезли в Петербургскую консерваторию, он обладал уже немалым творческим багажом. В 1909 году он окончил композиторский факультет консерватории (классы А.К.Лядова — композиция — и Н.А.Римского-Корсакова — инструментовка) и поступил на фортепианный факультет, который окончил в 1914 году (профессор А.Н.Есипова).

Уже в эти юные годы Прокофьев имеет репутацию музыкального хулигана: его музыка отличается дерзостью выразительных средств, "варваризмами". Так, Первый фортепианный концерт называли "футбольным" за четкую ритмику, ударные сухие звучания. Среди ранних сочинений — Симфония e-moll, (1909), опера "Маддалена" (1911), Второй концерт для фортепиано с оркестром. В 1914 году Дягилев заказывает молодому композитору балет "Ала и Лоллий", но написанное заказчика не устраивает. Музыка несостоявшегося балета входит в Скифскую сюиту (1916). Тем не менее в следующем году Дягилев снова обращается к Прокофьеву с предложением сотрудничества. Новый балет — "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915) — был поставлен труппой Дягилева в 1921 году. Еще до премьеры балета Прокофьев создает две оперы — "Игрок" по Достоевскому (1915 — 1916, 2-я редакция — 1927) и "Любовь к трем апельсинам" по К.Гоцци (1919), Классическую симфонию (1916 — 1917), Третий фортепианный ( 1917 — 1921) и Первый скрипичный (1916 — 1917) концерты. Во всех этих произведениях обнаруживается яркий, самобытный и дерзкий стиль — стиль музыки нового века, нового поколения. Не удивительно, что старшее поколение музыкантов, как правило, относится к творчеству Прокофьева резко критически.

В 1918 году композитор выезжает за рубеж. Официально это гастроли, но продолжаются они до 1933 года; он пишет музыку и концертирует в США, Германии, Франции. В Париже сближается с Онеггером, Мийо и Пуленком. Для Дягилева пишет балеты "Стальной скок" (1925), "Блудный сын" (1928), "На Днепре" (1930). Появляется и множество сочинений более мелких жанров — инструментальных и вокальных: сонаты, фортепианные пьесы, романсы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев приезжает с гастролями в СССР, но неизменно возвращается на Запад. Лишь в 1933 году возникает решение постоянно поселиться в Москве (ему предложили профессорство в Московской консерватории). По-видимому, избалованный всемирным признанием, композитор решил, что сможет жить на родине так, как сам захочет, — будет выезжать на гастроли за рубеж, писать то, что пожелает. Однако он жестоко ошибся. Первые пять лет (до 1938 года) гастроли еще продолжались, но затем выезд ему был запрещен. Резко изменилась тематика творчества, отчасти — и музыкальный язык. Появляются такие сочинения, как оперы "Семен Котко"(1940) — о гражданской войне на Украине, "Война и мир" — как "социальный заказ" на события Великой Отечественной войны (1941— 1943, 2-я редакция — 1946 — 1952), "Повесть о настоящем человеке" (1947 — 1948), оратория "На страже мира" (1951), кантата "К 20-летию Октября" (1936 —1937), "Здравица" (1939) и т. п. Конечно, наряду с этими уступками господствующей идеологии создаются и другие сочинения: опера "Обручение в монастыре" (1940), балеты "Ромео и Джульетта" (1935 — 1936), "Золушка" (1940 — 1944), "Сказ о каменном цветке" (1948 — 1950), симфонии, увертюры, инструментальные концерты, фортепианные пьесы.

Ни мировое признание, ни тематические уступки не спасли композитора от психологических репрессий. Как и Шостаковича, его причислили к столпам формализма и подвергли жестокой критике в 1948 году. Возможно, именно эти преследования подорвали здоровье композитора. Он скончался в Москве 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным; это определило полное умолчание скорбной даты — на фоне общей официальной скорби кончина одного из крупнейших композиторов XX века прошла практически незамеченной.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере