Морис РАВЕЛЬ

Морис РАВЕЛЬ

Морис РАВЕЛЬ родился 7 марта 1875 года в Сибуре, департамент Атлантические Пиренеи, в семье инженера. Отец его был выходцем из Швейцарии, мать — смешанного испано-баскского происхождения. Рано проявив музыкальные способности, мальчик начал в семь лет обучаться игре на рояле, а в двенадцать — гармонии, контрапункту и композиции. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, где занимался у Форе (композиция), Пессара (гармония), Жедальжа (контрапункт). Не ограничиваясь рамками музыкальных занятий, изучал живопись, литературу, японское искусство, труды философов-просветителей. Начиная с 1901 года он несколько раз участвовал в конкурсе на Римскую премию, дававшую деньги для поездки в Италию, но каждый раз безуспешно. Окончив консерваторию в 1905 году, Равель всецело отдал себя творчеству. Им написаны фортепианные циклы "Отражения" (1905), "Ночной Гаспар" (1908), вокальный цикл "Естественные истории" (1906), оркестровая Испанская рапсодия (1907), опера "Испанский час" (1907) и др. В 1912 году Дягилев заказывает Равелю балет "Дафнис и Хлоя", который имеет большой успех у публики и критики. Тогда же были поставлены еще два балета — "Сон Флорины" (на основе сюиты для фортепиано в четыре руки "Матушка-гусыня", 1908) и "Аделаида" (оркестровая версия фортепианного цикла "Благородные и сентиментальные вальсы", 1911). Как видим, уже в начале творческого пути Равеля привлекают темы, связанные с родиной матери. В дальнейшем он будет увлеченно работать над баскским фольклором, отзвуки которого появляются уже в 1914 году — в Фортепианном трио.

После начала первой мировой войны Равель, несмотря на официальное освобождение от воинской повинности, вступил в действующую армию. Сначала работал в госпитале, потом был шофером грузовика Красного Креста. В 1917 году его демобилизовали по болезни, и он вернулся к творчеству. В том же году появилось сочинение, посвященное друзьям, погибшим во время войны. Это была "Гробница Куперена", которая стала также, по словам Равеля, "данью уважения не только Куперену, но и всей французской музыке 18 века". В последующие годы создаются лучшие сочинения композитора: хореографическая поэма "Вальс" (1920), скрипичная рапсодия "Цыганка" (1924), опера "Дитя и волшебство" (1925), знаменитое "Болеро" для выдающейся танцовщицы Иды Рубинштейн (1928), 2 концерта для фортепиано с оркестром (1931). Первый из них, D-dur, для одной только левой руки, написан для австрийского пианиста П.Виттгенштейна, потерявшего правую руку на фронте. Столь успешная творческая жизнь прервалась неожиданно и жестоко — у Равеля обнаружилась опухоль мозга, быстро разраставшаяся. Его последним сочинением стали "Три песни Дон Кихота к Дульцинее" (1932). В 1935 году Равель в последний раз совершил путешествие — побывал в Испании и Марокко. Он умер 28 декабря 1937 года в Париже.

Кроме вышеупомянутых сочинений Равель писал камерно-инструментальные ансамбли, много фортепианных пьес, сочинений для фортепиано в четыре руки и пьес для голоса с фортепиано.

Л. Михеева

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере