Николай Андреевич
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, замечательный композитор, педагог и музыкально-общественный деятель, родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине. В раннем детстве его начали учить игре на фортепиано. Попытки сочинять относятся также к детскому возрасту. Руководителем мальчика в этих попытках был учитель фортепианной игры Ф.А. Канилле. В 1856 году Римский-Корсаков поступил в Морской корпус, по окончании которого в 1862 году был выпущен офицером флота и вскоре затем отправлен в трехлетнее заграничное плавание.

Большое значение в жизни Римского-Корсакова имело завязавшееся в 1861 году знакомство с Балакиревым и его кружком (Кюи, Мусоргский и др.). Знакомство это окончательно склонило молодого офицера к более серьезным музыкальным занятиям. Вернувшись в 1865 году из плавания, Римский-Корсаков поселяется в Петербурге и, не покидая службы во флоте, всецело отдается музыкальному самообразованию, пользуясь советами Балакирева при изучении инструментовки и музыкальных форм. Первым крупным произведением Римского-Корсакова была его симфония, — первая симфония русского композитора, исполненная с успехом в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева 19 декабря 1865 года.

После ряда романсов, представляющих собой образцы изящной картинности и чудной поэтичности, композитор возвращается вновь к оркестру и одно за другим создает Увертюру на русские темы (1866), Сербскую фантазию (1867), высокоталантливую музыкальную картину "Садко" (1867) и оригинальную симфонию "Антар" (1868). В этих произведениях, особенно в двух последних, выдающееся творческое дарование композитора сказалось настолько ярко, что Петербургская консерватория поспешила пригласить его профессором инструментовки и сочинения (1871).

Совмещая профессорские обязанности в консерватории со службой во флоте, Римский-Корсаков продолжал свободное время отдавать композциии, все более и более обращая на себя внимание самобытностью своей музыки, русским складом таланта и блестящей, в высшей степени колоритной инструментовкой. Эти особенности дарования проявляются и во всех дальнейших его произведениях, особенно в его операх. Первой оперой Римского-Корсакова была "Псковитянка", постановка которой на Мариинской сцене состоялась 1 января 1873 года. Опера имела успех. Автор выказал в ней глубокую народность, громадную пылкость и силу. Позднее композитор эту оперу переделал и многое сочинил вновь; в окончательной редакции она появилась на сцене лишь в 90-х годах в значительно измененном и дополненном виде. В 1898 году к ней присоединен пролог под названием "Боярыня Вера Шелога". В 1873 году Римский-Корсаков оставил морскую службу и получил назначение инспектора военных оркестров флота. Эту должность он занимал до ее уничтожения в 1884 году.

В 1874 году композитор был приглашен директором Бесплатной школы на место Балакирева, с уходом которого приостановились и ее популярные концерты. Римский-Корсаков с энергией принялся за управление Бесплатной школой и вскоре воскресил симфонические концерты, дирижируя оркестром и пропагандируя новейшие и крупнейшие сочинения выдающихся русских и иностранных композиторов. В 1881 году он оставил Бесплатную школу, уступив свое место вернувшемуся Балакиреву.

С 1883-го по 1893 год Римский-Корсаков занимал место помощника управляющего Придворной певческой капеллой. Совмещая с этим новым назначением обязанности профессора консерватории, он продолжал много сочинять. В 1880 году на сцене Мариинского театра была поставлена его опера "Майская ночь" на сюжет известной малороссийской гоголевской повести. По сравнению с "Псковитянкой" эта опера более легкого стиля, более певуча и доступна; хоровые и комические сцены в ней особенно удачны. В 1881 году Римским-Корсаковым написана для оркестра "Сказка", а в 1882-м на сцене Мариинского театра состоялась постановка его третьей оперы — "Снегурочка", одного из самых оригинальных, чудных и поэтических созданий русского искусства. Здесь особенно ярко сказался лирический талант композитора, волшебная картинность и настоящая народная обработка национальных мелодий.

Дальнейшими сочинениями Римского-Корсакова в области светской музыки были Фортепианный концерт (1884), Симфониетта на русские темы (1885), Фантазия для скрипки с оркестром (1886), изумительное по оркестровым колоритным эффектам Испанское каприччио (1887), волшебно-восточная сюита "Ше-херазада" (1888) и "Млада" — опера-балет на сюжет, предложенный еще в 1872 году директором императорских театров Гедеоновым. В последние годы XIX и первые XX века композиторская плодовитость Римского-Корсакова была очень широка, почти каждый год он одаривал публику новой оперой: "Ночь перед Рождеством" (1895), "Садко (1897), "Боярыня Вера Шелога", имеющая значение и отдельно, и как пролог к "Псковитянке" (1898), "Моцарт и Сальери" (1898), "Царская невеста" (1899), "Сказка о царе Салтане" (1900), "Сервилия" (1901), "Кашей" (1902), "Пан воевода" (1903), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904) и "Золотой петушок" (1907).

Кроме опер за это время композитором написаны кантаты "Свитезянка" (на сюжет Мицкевича) и "Как ныне сбирается вещий Олег" (на стихи Пушкина), множество романсов, хоров a cappella и струнные Квартет и Септет; Римский-Корсаков составил отличный сборник "100 русских народных песен" (1877), учебник гармонии, участвовал в редактировании и издании оркестровых партитур обеих опер Глинки, переработал и переоркестровал оперы "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского и другие сочинения этого композитора, принимал деятельное участие в окончании и оркестровке оперы "Князь Игорь" Бородина и в оркестровке "Каменного гостя" Даргомыжского.

Как педагог Римский-Корсаков имеет также громадные заслуги. Достаточно из числа его многочисленных учеников назвать А.К.Лядова, А.К.Глазунова, А. С. Аренского, составляющих украшение русской школы.

Римский-Корсаков — крупная величина "новой русской музыкальной школы" и вместе с тем замечательный оперный композитор, обладающий оригинальным стилем и необыкновенной способностью ярко и колоритно инструментовать; его мелодические обороты полны художественного вкуса, благородства и простоты и проникнуты истинно народным характером. Как один из выдающихся представителей "новой русской школы" композитор пользовался громадною популярностью не только в России, но и за границей. Своей жизнью он показал, что значит труд во имя художественных идеалов, и деятельность его была обширна и неоценима.

Римский-Корсаков умер 8 (21) июня 1908 года в усадьбе Любенск, близ Луги, где имел обыкновение проводить летние месяцы.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере