Александр Николаевич СКРЯБИН

Александр Николаевич СКРЯБИН

Александр Николаевич СКРЯБИН родился 25 декабря 1871 года (6 января 1872) в Москве. Его отец был дипломатом. Мать Скрябина была незаурядной пианисткой, но и после ее ранней смерти в доме часто звучала музыка. В этой атмосфере музыкальные способности ребенка проявились очень ярко. Уже в пять лет он играл на рояле, любил импровизировать, а в восемь попытался сочинить оперу. Однако по семейной традиции учиться его отдали в кадетский корпус. Музыкальные занятия, начатые дома, он продолжал частным образом у Коню-са, а потом у Зверева (рояль), Танеева (теоретические предметы). По окончании корпуса Скрябин поступил в Московскую консерваторию, в класс фортепиано Сафонова, и в 1892 году окончил курс с золотой медалью. Следующие пять лет он провел за границей, где часто выступал в концертах, исполняя преимущественно свои сочинения. По возвращении в Россию в 1898 году был приглашен профессором в Московскую консерваторию. В 1903 году он оставил преподавание, чтобы всецело посвятить себя творчеству и концертной деятельности. До 1910 года он больше живет за рубежом, чем в России, выступает и как пианист, и как дирижер. Вернувшись в Москву, Скрябин продолжает много гастролировать и по стране, и выезжая (Нидерланды, Лондон). Последние концертные выступления композитора состоялись в Москве в начале 1915 года. Скрябин умер 14 (27) апреля 1915 года от сепсиса, возникшего в результате карбункула.

Музыка Скрябина очень своеобразна. Она несет на себе черты времени, когда все волновалось, предчувствуя катастрофические перемены. В ней нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения музыкальной технологии Скрябина занимали те же вопросы, что и представителей неовенской школы (см. Шёнберг, Веберн и Берг), но решал он их по-своему — усложняя гармонические средства в пределах тональности. В то же время в его музыке форма всегда очень ясна и завершенна. Композитора привлекали образы, связанные с огнем, — понятия "огонь", "пламя" входят в названия его сочинений. Возможно, это связано с его поисками объединения звука и цвета — света. Он даже включил в партитуру своего "Прометея" строку для световой клавиатуры. Но, конечно, основное здесь — образное содержание. В ранние годы Скрябин, великолепный, тонкий и чуткий пианист, сознательно следовал Шопену — писал в тех же жанрах, что и великий поляк. В репертуаре многих пианистов есть его этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, Экспромт, Полонез. Им написан Концерт для фортепиано с оркестром и Фантазия для того же состава. В отличие от Шопена, с 1903 года он обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Его самые крупные симфонические сочинения — 3 симфонии (1-я — 1899 — 1900, 2-я — 1901, 3-я, Божественная поэма, — 1903 — 1904), Поэма экстаза (1905 — 1907), "Прометей" (Поэма огня, 1909 — 1910). Одним из последних замыслов Скрябина стала неосуществленная "Мистерия", которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, ароматов, движения, даже звучащей архитектуры.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере