Альфред Гарриевич ШНИТКЕ

Альфред Гарриевич ШНИТКЕ

Альфред Гарриевич ШНИТКЕ родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе (республика немцев Поволжья) в семье журналиста и учительницы немецкого языка. Его отец, еврей, родившийся во Франкфурте, и мать-немка в совершенстве владели немецким языком. В 1946 году отец в качестве переводчика был послан в Вену, в советскую группу войск. Здесь будущий композитор начал серьезно заниматься музыкой и здесь же, возможно, впервые ощутил духовную приверженность к австро-немецкой культуре, которая (наряду с русской) сказалась на всем его творчестве. По возвращении в Россию он продолжил музыкальное образование, сначала — в Музыкальном училище имени Октябрьской революции, затем — в Московской консерватории, которую окончил в 1958 году.

Уже с первых сочинений Шнитке, в частности с его оратории "Нагасаки", определилась двусмысленность его музыкально-общественного положения. С одной стороны, он был среди лидеров музыкального авангарда, авторитет его творчества в определенной среде музыкантов и слушателей был очень высок. (Шнитке в те годы, как и многие русские композиторы-авангардисты, пользовался серийной техникой Арнольда Шёнберга и Новой венской школы.) С другой стороны, отношение к Шнитке официальных лиц и инстанций, от которых зависела его творческая судьба и судьба его сочинений, становилось все более неприязненным. С большими искусственными препятствиями его музыка находила путь на концертную эстраду, он вынужден был прекратить педагогическую деятельность в консерватории. Основным источником его заработка становится музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Многое из его прикладной музыки приобрело широкую известность и стало своеобразной творческой лабораторией — основой для будущих концертных произведений.

Первая симфония (1974) — почти документальный монтаж всевозможных стилей европейской музыкальной цивилизации, вплоть до джазовой импровизации, гитарной песни и военного марша. Своеобразная истории симфонии как классического жанра стала основой его Третьей симфонии. Четвертая стала синтезом культовой музыки трех основных христианских конфессий: протестантского гимна, григорианского хорала и православного распева. Пятая реконструировала незаконченный Фортепианный квартет Густава Малера.

В своей музыкальной философии Шнитке — последователь Шостаковича. Основная тема его творчества — попытка отразить ужас человека при столкновении со всемирным злом тоталитаризма, даже заглянуть в экзистенциональную бездну смерти. Но реальный и главный герой его творчества — музыка, подчас в самых неожиданных, даже экстравагантных ее проявлениях. Например, в пантомиме с пением "Желтый звук", сочиненной на старое либретто художника Василия Кандинского, предназначенное в свое время для Арнольда Шёнберга. Еще пример — "роковое танго" в кантате "История доктора Иоганна Фауста", написанное в расчете на манеру пения поп-звезды.

С начала 90-х годов официальное отношение к Шнитке коренным образом изменилось. На композитора одна за другой посыпались премии, почетные степени, прочие знаки признания. К тому времени он уже был избран академиком в Германии, Швеции и Японии. В 1990 году Шнитке переезжает в Гамбург. В это время, уже тяжело больной, он пишет оперы "Жизнь с идиотом" (1990 — 1991), "Джезуальдо" (1994), "История доктора Иоганна Фауста" (1994).

В числе других произведений Шнитке — балеты "Лабиринты" (1971), "Эскизы" (1985), "Пер Гюнт" (1986), девять симфоний (Девятая закончена Г. Рождественским), концерты для различных инструментов с оркестром, оратории, кантаты, сюиты, concerti grossi, реквием, хоровые и камерно-инструментальные сочинения, большое количество киномузыки и музыки к драматическим спектаклям.

А.Г.Шнитке умер 3 августа 1998 года в Гамбурге и по предсмертному желанию похоронен в Москве.

Л. Михеева

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере