Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ

Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ

Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ. Один из величайших композиторов XX века, Шостакович одновременно и уникальное явление в музыкальной культуре всех времен. Как никто и никогда, в своей музыке он отразил свою сложную, жестокую, подчас фантасмагорическую эпоху, противоречивую и трагическую судьбу человечества. В его музыке нашли воплощение все те потрясения, которые выпали на долю его современников. Все страдания, перенесенные Россией в XX веке, он пропустил через свое сердце и воплотил в произведениях высочайшего художественного достоинства. Больше, чем кто-либо другой, имел он право произнести слова: "Я каждый здесь расстрелянный старик, // Я каждый здесь замученный ребенок" (Тринадцатая симфония).

На протяжении своего творческого пути композитор обращался ко всем жанрам. Его перу принадлежат балеты и оперы, оратории и вокальные циклы, фортепианные сочинения, музыка к спектаклям и кинофильмам. Его квартеты и другие камерные ансамбли вошли в мировую сокровищницу музыкального искусства. Но прежде всего он — гениальный симфонист. Именно в его симфониях в первую очередь воплотилась история XX века, его страдания и бури.

Шостакович родился 12 (25) сентября 1906 года в Петербурге в интеллигентной семье. Музыке его начали обучать в девять лет — не потому, что видели масштабы дарования, а постольку, поскольку в семьях этого круга принято было уметь играть на фортепиано. Однако с первых же недель занятий мальчик показал такие успехи, что стало ясно: его будущее — именно в музыке. В 1919 году он поступил в Петроградскую консерваторию на факультеты специального фортепиано (педагог А.А.Розанова, затем профессор Л.В.Николаев, окончил в 1923) и композиции (профессор М.О.Штейнберг, окончил в 1925). Его дипломная работа — Первая симфония (1925) — принесла девятнадцатилетнему юноше международное признание. Последующие годы отмечены первыми опытами в разных жанрах. Появляются Вторая (1927) и Третья (1929) симфонии, опера "Нос" (1929), балеты "Золотой век" (1930) и "Болт" (1931), фортепианные сочинения. Колоссальное значение приобретает для Шостаковича встреча и начало дружбы с выдающимся деятелем культуры И. И. Соллертинским, который, в частности, познакомил композитора с творчеством Малера и тем самым определил дальнейший его путь симфониста.

В 1932 году создается опера "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова"). Далее следуют Фортепианный концерт (1933) и балет "Светлый ручей" (1935). Это последние сочинения, исполненные жизнерадостности, искрометного веселья и задора — качеств, которые под влиянием жизненных реалий в дальнейшем ушли из музыки Шостаковича. Редакционная статья газеты "Правда", официального партийного органа тех лет, опубликованная в январе 1936 года под названием "Сумбур вместо музыки" и в грубой до неприличия форме подвергшая разгрому "Леди Макбет", пользовавшуюся до того огромным заслуженным успехом, резко переломила судьбу композитора. Именно после этого он отказывается от жанров, связанных со словом, если это не заказные, написанные для заработка произведения. Отныне основное место в его творчестве занимают симфонии, в которых композитор отображает свое видение мира и судеб родной страны. Начало этому положено Четвертой симфонией (1936), многие годы неизвестной публике, так как исполнить ее удалось только в 1962 году. Влияние Малера сказывается в грандиозности замысла, в ранее небывалой у Шостаковича монументальности форм и экспрессии музыкального языка, во внезапных резких контрастах, в смешении "низких" и "высоких" жанров, в тесном переплетении лирики и гротеска, но главное — в том, что это не просто музыкальная концепция, как было в Первой симфонии, а осмысление окружающего мира и места человека в нем. Далее по этому же пути следуют Пятая (1937) и Шестая (1939) симфонии.

В 1941 году в Ленинграде, а затем в Самаре (тогда — Куйбышев), куда Шостакович эвакуируется, создается Седьмая, Ленинградская симфония. Официально она посвящена подвигу блокадного Ленинграда, борьбе с фашизмом, но, разумеется, ее содержание значительно шире — это протест против любого вида тоталитаризма, любого подавления личности. Недаром, по свидетельству коллег-музыкантов, средний эпизод первой части — знаменитый "эпизод нашествия" — был сочинен еще до начала войны с немцами. Та же тема ужасов тоталитаризма, противостояния человека и античеловеческой машины подавления, уничтожения обобщенно, в высоком философском плане раскрывается в Восьмой симфонии (1943). Еще до ее написания Шостакович вновь обратился к оперному замыслу — по полному тексту комедии Гоголя "Игроки" — и написал довольно много музыки, но понял, что опера выйдет колоссальной по продолжительности, а главное — из-за сложившейся вокруг Шостаковича обстановки она не увидит сцены. Замысел остался неосуществленным. Тогда же, в Куйбышеве, были написаны шесть романсов, посвященных друзьям, среди которых Соллертинскому композитор посвятил весьма многозначительно "66-й сонет Шекспира". После окончания Великой Отечественной войны, когда власти ожидали от Шостаковича монументального отклика на победу — помпезного, с хором и славлением вождя, он создает Девятую симфонию (1945), которая долго оставалась загадкой для исследователей и критики: небольшая по размерам, внешне непритязательная и классичная по облику, но с чертами настораживающего гротеска.

В 1948 году появляется партийное постановление "Об опере «Великая дружба» В. Мурадели", в котором, однако, основной удар наносится по Шостаковичу и которое на несколько лет заставляет его отказаться от симфонического творчества. Пишет он в основном музыку к кинофильмам для заработка, однако "для себя" создается потрясающий автобиографический документ — Первый концерт для скрипки с оркестром (1948), сходный концепционно с симфониями, но еще более личный, выстраданный. Концерт получил известность только после 1953 года. А в 1953-м появляется Десятая симфония, в которой отразились раздумья Шостаковича в первые месяцы после смерти Сталина.

Постепенно с началом "оттепели" (так принято называть период относительной либерализации жизни после смерти Сталина) композитор снова возвращается к музыке, связанной со словом. После программных Одиннадцатой ("1905 год", 1957) и Двенадцатой ("1917 год", 1961) симфоний, формально посвященных революционным датам, но имеющих значительно более широкое содержание, появляются вокальные симфонии: Тринадцатая (1962) на стихи Евтушенко, снова, но в более конкретном выражении посвященная обличению зла, утверждению гуманистических идеалов, и Четырнадцатая (1969), в которой композитор обращается к теме насильственной, преждевременной смерти. Итогом творческого пути Шостаковича-симфониста стала Пятнадцатая симфония (1971) — своего рода обобщение всего, что было сказано композитором ранее, обобщение философски умудренное, возвышенное, повествующее о вечных, непреходящих ценностях и вместе с тем о самом сокровенном, глубоко личном. Последние сочинения Шостаковича — сюита "Сонеты Микеланджело Буонарроти", посвященная жене композитора И.А.Шостакович, и Альтовая соната, законченная за несколько недель до смерти.

Тяжелые испытания, выпавшие на долю Шостаковича, его положение постоянно воспитуемого кнутом и пряником (он был удостоен высоких правительственных наград и должен был представительствовать за рубежом в официальных делегациях, подтверждая видом и словами, что все происходящее с ним — нормально!) не могли не сказаться на здоровье. 60-е годы проходят под знаком его неуклонного ухудшения. Развивается болезнь центральной нервной системы, Шостакович переносит два инфаркта. Композитор скончался 9 августа 1975 года в Москве.

Помимо перечисленного, наследие Шостаковича содержит 15 квартетов, Фортепианный квинтет, 2 фортепианных трио, Второй фортепианный и Второй скрипичный концерты, 2 концерта для виолончели с оркестром, фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, оперетту "Москва, Черемушки", оратории и кантаты (в них Шостакович отдает свою дань "искусству соцреализма"), оркестровые и вокально-оркестровые пьесы, множество фортепианных пьес, романсы, хоры, вокальные циклы, большое количество музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам.

Л. Михеева

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере