Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ

Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ

Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ, один из крупнейших музыкальных творцов XX века, родился 5(17) июня 1882 года в Ораниенбауме, под Петербургом, в семье певца-баса, солиста Мариинского императорского театра Ф.И.Стравинского. С детства окруженный атмосферой искусства, он рано проявил яркие музыкальные способности. В девять лет начались его занятия фортепиано сначала у Снетковой, а позднее у Кашперовой, однако профессионального музыкального образования он получать не стал, а в восемнадцать лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Петербургского университета. Любовь к музыке взяла свое, и он тогда же приступил к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. Через два года, поняв, что ему необходимо руководство крупного музыканта, Стравинский обратился к Римскому-Корсакову, который и давал ему частные уроки в течение 1903 — 1905 годов. До самой смерти Римского-Корсакова (1908) Стравинский продолжал пользоваться его консультациями. Это и была его единственная композиторская школа. Под руководством маститого профессора были написаны первые сочинения — фортепианные пьесы, кантата к 60-летию Римского-Корсакова (рукопись утеряна), сюита для голоса с оркестром "Фавн и пастушка", Симфония Es-dur, Фантастическое скерцо. На премьере последнего присутствовал Дягилев, которого дарование молодого музыканта привлекло настолько, что он решил заказать ему балет для постановки в "Русских сезонах" в Париже. Так появились "Жар-птица" (1910), затем "Петрушка" (1911), а еще позднее "Весна священная" (1913) — произведения, которые сразу же утвердили имя Стравинского как мировой музыкальной величины. В эти годы он чередует жизнь в России с поездками в Париж. Летом 1914 года, перед самым началом первой мировой войны, он едет в Швейцарию, где и остается до 1918-го. В Россию, ставшую советской, он решает не возвращаться. За годы, проведенные в Швейцарии, появляются опера "Соловей" (по Андерсену, 1914), "История солдата" (1918; композитор определил ее как "сказку о беглом солдате и черте, читаемую, играемую и танцуемую"). В 1919 году он получает новый заказ от Дягилева — на балет "Пульчинелла" по музыке Перголези (1920). Теперь он постоянно живет во Франции (с 1920-го по 1940-й). В Париже состоялись премьеры оперы "Мавра" по поэме Пушкина "Домик в Коломне", "Свадебки" (1923, определена как "хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. В. Киреевского), оперы "Царь Эдип" (1927). Последняя знаменовала собой начало нового периода творчества композитора — неоклассического, после того как многие годы он работал в русской традиции, продолжая и развивая принципы творчества своего учителя.

В 1924 году состоялся дебют Стравинского-пианиста: он играл свой Концерт для фортепиано с духовым оркестром под управлением Кусевицкого. В 1925 году Стравинский впервые выступает как дирижер в нескольких странах Европы. Кроме сочинения музыки для театра, он много работает в разных жанрах: пишет Симфонию для духовых инструментов, сюиты для камерного оркестра, фортепианные и вокальные произведения. В 1928 году появляются новые балеты — "Аполлон Мусагет" и "Поцелуй феи". 1930-й приносит знаменитую Симфонию псалмов на латинские тексты Ветхого завета (2-я редакция — 1948). В начале 30-х годов сочинены также Концерт для скрипки с оркестром и Концерт для двух фортепиано. В 1933 — 1934 годах по заказу знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн Стравинский пишет мелодраму "Персефона" совместно с А. Жидом. Тогда же он наконец решается принять французское гражданство, то есть окончательно порвать все связи с родиной. По-видимому, до этого, как и у многих эмигрантов, у него сохранялась надежда на изменения в стране, которые могли бы позволить ему вернуться. Хотя официально Стравинский не был политэмигрантом, поскольку уехал из России еще в 1914 году, фактически он, конечно, принадлежал к русской эмиграции, которая позднее получила название "первой волны" — тех, кто не мог смириться с победой большевиков в России. Быть может, с этим окончательным решением связано и появление его автобиографической книги "Хроника моей жизни" (1934).

В 1936 году Стравинский совершает гастрольную поездку в США, во время которой укрепляются его творческие связи с этой страной. В "Метрополитен-опера" ставится его балет "Игра в карты" (1937), начинается работа над концертом "Дамбартоноке" (исполнен в 1938 году в доме заказчиков — супругов Блисс), в 1938 году прочитан курс лекций в Гарвардском университете, и, наконец, окончательно решен переезд в Штаты — композитор поселяется сначала в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. Сочинения американского периода: опера "Похождения повесы" по серии гравюр Дж.Хогарта (1951), балеты "Орфей" (1948), "Клетка" (1951) и "Агон" (1957), симфонии "in С" (1940) и "В трех движениях" (1945), Эбони-концерт для кларнета соло и инструментального ансамбля (1945) и множество более мелких опусов. Стравинский работает в различных манерах. Изменчивость его стилей дала повод некоторым музыкантам называть его хамелеоном. Но он всегда достигал наивысших творческих результатов.

Особенно стоит отметить внимание композитора к духовной музыке. К ней он обращается на протяжении всего творческого пути — от написания "Отче наш" для хора a cappella (1926) до сочинений конца 50-х — начала 60-х годов: "Священного песнопения во славу имени св. Марка"(1956), "Плача пророка Иеремии" (1958), кантаты "Проповедь, притча и молитва" (1961) и "Заупокойных песнопений" (1966).

Из США Стравинский совершает гастрольные поездки в Европу, где выступает как пианист и дирижер. Его сценические произведения ставятся во многих городах мира. В 1962 году широко отмечается 80-летие композитора. В конце сентября — начале октября этого года он решается наконец приехать в СССР. В Москве и Ленинграде проходят его концерты, он встречается с музыкальной общественностью. Но для него становится еще более очевидным, что он чужой здесь, в полностью идеологизированном обществе, в котором его творчество осуждается как образец безыдейности и формализма. Еще через пять лет он заканчивает свои дирижерские выступления. Его последнее завершенное произведение — обработка для камерного оркестра двух духовных песен Гуго Вольфа.

Скончался Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере