Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ

Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ

Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ, один из крупнейших русских композиторов, родился 25 апреля (7 мая) 1840 года на Боткинском заводе Вятской губернии, где отец его, Илья Петрович, служил окружным горным инженером. Семья Чайковских была не из музыкальных, и только мать, Александра Андреевна, немного пела и играла на фортепиано танцы для детей. Необычайный слух и музыкальная память проявились у мальчика очень рано. Получив от матери элементарное понятие о музыке, он уже в пять лет совершенно верно подбирал на фортепиано то, с чем познакомил его механический орган, исполнявший музыку Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти. В 1847 году Чайковскому пригласили учительницу музыки. В конце 1848-го семья переехала сначала в Москву, затем в Петербург; здесь Петра отдали в пансион Шмерлинга, где он и начал серьезно заниматься музыкой с пианистом Филипповым. Его часто возили в театр, в оперу и балет. В начале 1849 года отец Чайковского получил место управляющего алапаевскими и нижненевянскими заводами и выехал почти со всей семьей на место назначения. В следующем году Чайковского определили в Училище правоведения в Петербурге. Занятия шли успешно, и много времени посвящалось музыке, преподавателями которой были К. Я.Карель, Ф. Д. Беккер и Г.Я.Ломакин. У Беккера Чайковский брал уроки на фортепиано. Кроме того, он в 1855 — 1858 годах занимался у известного пианиста Р. В. Кюн-дингера. В 1859 году Чайковский окончил Училище правоведения и поступил на службу в департамент Министерства юстиции. Имея сильное влечение к композиции и чувствуя вместе с тем слабые познания в теории музыки, он принялся за изучение гармонии у Н.И.Зарембы, который преподавал в музыкальных классах при дворце великой княгини Елены Павловны.

С открытием в 1862 году Петербургской консерватории Чайковский сделался ее учеником. В следующем году занятий в консерватории прибавилось, и он решил покончить со своей юридической карьерой. Он занимался инструментовкой и композицией у А. Рубинштейна, гармонией, контрапунктом и формой у Зарембы. В 1865 году Чайковский окончил консерваторию с серебряной медалью. К экзамену им была написана кантата на стихотворение Шиллера "К радости". В 1866 году он получил место преподавателя гармонии в только что открывшейся консерватории в Москве. Здесь, наряду с преподавательской деятельностью, он принялся за композицию. Первые шаги его на композиторском поприще были встречены недружелюбно как публикой, так и критикой. Много заниматься композицией Чайковскому препятствовали занятия в консерватории, для которой он, между прочим, составил первый русский учебник гармонии.

В 1879 году Чайковский оставил консерваторию. Успех его сочинений, истолкователем которых явился талантливейший пианист и дирижер Н. Рубинштейн, возрос. Материальное благосостояние было весьма удовлетворительно: сочинения его издавались П. Юргенсоном и вместе с пенсией из кабинета Его Величества (3000 р.) Чайковский получал ежегодно изрядную сумму денег. Как всякого молодого композитора, его давно занимала мысль написать оперу, и в 1868 году появилась его опера "Воевода" на сюжет Островского. Поставленная в 1869 году в Москве, опера успеха не имела, после чего композитор задумал сочинить фантастическую оперу "Мандрагора". Написав для нее только один "Хор насекомых", оставил ее и принялся за оперу "Ундина", которую, окончив, отправил в дирекцию петербургских императорских театров, но ее не одобрили к постановке. Чайковский, недовольный как этим обстоятельством, так и самим сочинением, партитуру уничтожил. Следующие оперы — "Опричник" (1872) и "Кузнец Вакула" (1874), на сюжет Гоголя "Ночь перед Рождеством", впоследствии дополненная и переделанная в "Черевички"(1887). Опера "Кузнец Вакула" была удостоена первой премии Русского музыкального общества. Затем появляется опера "Евгений Онегин" (1878), написанная сначала для ученического консерваторского спектакля и представляющая ряд лирических сцен; далее "Орлеанская дева" (1879), "Мазепа" (1883), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), по общей фактуре и стилю близкая к "Евгению Онегину", и, наконец, последняя — одноактная опера "Иоланта" (1891), написанная по заказу дирекции императорских театров.

Кроме упомянутых опер Чайковский написал для сцены музыку к весенней сказке "Снегурочка" (1873) Островского, затем три балета: "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889) и "Щелкунчик" (1892). Последними сочинениями Чайковский внес свежую струю в эту отрасль искусства, отступив от обычного шаблона и допустив характеристичную музыку, не говоря уже о ее чисто музыкальных достоинствах.

Несмотря на массу вокальной музыки, написанной Чайковским, выдающееся место среди его произведений занимает инструментальная музыка, выразившаяся в симфониях (1-я симфония — 1868, 2-я — 1873, 3-я — 1875, 4-я — 1877, "Манфред" — 1885, 5-я — 1888 и 6-я, Патетическая, — 1893) и в других симфонических сочинениях для оркестра: увертюре "Ромео и Джульетта" (1867), фантазии "Буря" (1873), фантазии "Франческа да Римини" (1876), увертюре-фантазии "Гамлет" (1888), Итальянском каприччио (1880), увертюре "1812 год" (1883); кроме того, им написаны сюиты: 1-я (1879), 2-я (1883), 3-я (1884), 4-я, "Моцартиана" (1887), и кантата "Москва". Для инструментов с оркестром композитор написал два прекрасных концерта для фортепиано (третий неоконченный) и Концерт для скрипки. Камерную музыку Чайковский обогатил тремя прекрасными квартетами, Фортепианным трио, посвященным памяти Н. Рубинштейна, и многочисленными (более 100) романсами, красивыми и вдохновенными, но по музыке не всегда отвечающими тексту. Наконец, Чайковский не оставил без внимания и церковную музыку, написав всю Литургию св. Иоанна Златоуста (1878), Всенощное бдение (1882) и 9 отдельных номеров церковных песнопений. Всенощное бдение озаглавлено автором "Опыт гармонизации богослужебных песнопений". Труд этот композитор выполнил очень удачно и в строгом стиле. Кроме всего упомянутого Чайковский написал еще несколько менее значительных оркестровых и много фортепианных произведений, начиная с мелких салонных пьес и кончая большой Сонатой для фортепиано (1879). В 1868 — 1876 годах он писал музыкально-критические статьи сначала в "Современной летописи", затем в "Русских ведомостях". В своих фельетонах и статьях он заявил себя ревностным защитником искусства, но тон его статей отличался мягкостью и малой настойчивостью в убеждениях.

Бросив беглый взгляд на композиторскую деятельность Чайковского, мы должны прийти к заключению, что он — симфонист по преимуществу. Он оставил нам истинно гениальную Патетическую симфонию и такие великолепные програмные сочинения, как "Ромео и Джульета", "Франческа да Римини", "Буря" и "Манфред", принадлежащие к числу лучших образцов русского музыкального искусства: они отличаются свежестью и поэтичностью музыкального содержания и соединяют в себе глубокую психологическую характеристику с великим мастерством фактуры. Изящное мелодическое вдохновение, правдивая обрисовка героев (в его операх) и общедоступность музыки, несмотря на сложность фактуры, завоевали Чайковскому колоссальную популярность в России и за границей, где он пропагандировал (в качестве дирижера) свои сочинения, имевшие везде громадный успех. В ряду других русских композиторов он занимает среднее место между "новой русской школой" и западноевропейской, приближаясь более к последней.

Чайковский умер 25 октября (6 ноября) 1893 года в Петербурге.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере