Джузеппе ВЕРДИ

Джузеппе ВЕРДИ

Джузеппе ВЕРДИ, величайший итальянский оперный композитор XIX века, родился 10 октября 1813 года в местечке Ронколе, близ города Буссето, в северной Италии, где его родители содержали трактир. Музыкальные занятия он начал с Провези, органистом церкви Буссето. Уроки эти мало подвинули вперед музыкальные познания мальчика, ощущавшего необходимость в серьезном преподавании; родители же не имели достаточных средств, чтобы дать своему сыну хорошее музыкальное образование. Один из богатых сограждан города Буссето, некто Антонио Барецци, заметив у Верди крупное музыкальное дарование, предложил ему материальное обеспечение для обучения в консерватории. В 1833 году Верди отправился в Милан, но директор консерватории Базили не признал у него выдающихся способностей и отказался принять его. Тогда Верди начал заниматься частным образом с директором театра "Ла Скала" Лавиньи, под руководством которого пробовал писать марши, увертюры, кантаты и другие сочинения, из которых ни одно, однако, не попало в печать.

Возвратясь в Буссето, Верди становится директором филармонического общества и принимает участие в местных концертах в качестве дирижера, композитора и пианиста. Он женится в 1838 году на дочери Барецци и в том же году переселяется в Милан, где удачно дебютирует на сцене "Ла Скала" оперой "Оберто, граф Сан-Бонифачо". Дирекция театра заключает с молодым композитором контракт, по которому он обязуется поставлять по три оперы в год. Первой из заказанных ему опер была комическая "Мнимый Станислав", во время создания которой композитор потерял сына, дочь и жену. Не удивительно, что музыка, которая была написана в такой ситуации, не могла быть по-настоящему комической. Опера, оконченная в 1840 году, не имела успеха. В 1842-м Верди создает "Навуходоносора" ("Набукко"), прошедшего с блестящим успехом. В числе аплодировавших на первом представлении был Доницетти. Исполнительница главной партии Джузеппина Стреппони сделалась впоследствии женой Верди. В следующем году композитор ставит оперу "Эрнани", принятую в Италии с большим энтузиазмом. Далее следуют "Ломбардцы" (1844), "Жанна д'Арк", "Альзира" (1845), "Аттила" (1846), "Разбойники", "Макбет" (1847), "Корсар" (1848), "Битва при Леньяно", "Луиза Миллер" (1849), "Стиффелио" (1850), прошедшие почти незамеченными.

В 1850 году Верди уезжает в Париж, где переделывает оперу "Ломбардцы" на французский текст. Опера эта в новой редакции под названием "Иерусалим" имеет некоторый успех. В 1851 году появилась опера "Риголетто", создавшая Верди имя европейского композитора. После этой оперы установилось мнение, что Верди — достойный преемник Доницетти. Симпатии к нему публики еще более увеличились после оперы "Трубадур" (1853), с триумфом обошедшей почти все сцены Италии и Франции. В том же году была поставлена в Венеции "Травиата", сюжет которой заимствован композитором из драмы "Дама с камелиями" А. Дюма-сына. Спустя два года Верди написал оперу "Сицилийская вечерня", а еще через год — "Симон Бокканегра", но оперы эти имели посредственный успех и как бы стушевались и затерялись среди других произведений композитора. В 1858 году Верди написал оперу "Бал-маскарад", которая вышла под редакцией короля Фердинанда и была поставлена на сцене римского театра "Аполло". Опера эта имела колоссальный успех. В 1862 году Верди был приглашен в Петербург для постановки написанной по заказу Дирекции императорских театров для петербургской сцены оперы "Сила судьбы". В 1867 году он ставит в Париже оперу "Дон Карлос", в которой уже заметно применение ко вкусам французской публики. Незначительный успех двух последних опер сменяется настоящим фурором, который вызвала опера "Аида". Опера эта была заказана Верди египетским хедивом Измаилом-пашою к открытию Суэцкого канала и в первый раз дана в Каире в 1871 году. Она обошла все сцены Италии, и в Милане после первого представления "Аиды" в 1872 году присутствовавшему автору были устроены грандиозные овации: он более тридцати раз был вызван на сцену. Далее в оперном творчестве композитора наступил перерыв до 1887 года, когда появляется его опера "Отелло", ставшая вершиной не только музыки Верди, но и одним из высочайших достижений оперы в целом. В 1873 году Верди переделал свой Реквием, написанный в память поэта Манцони (часть "Libera me" относится к более ранним работам и предназначалась для реквиема в память Россини). В окончательной редакции Реквием в первый раз был исполнен в 1874 году в Милане. Последней оперой композитора был "Фальстаф", первое представление которого состоялось в театре "Ла Скала" в 1893 году. Кроме опер Верди оставил после себя Струнный квартет, написанный в 1873 году, и целую серию романсов. В области же духовной музыки кроме Реквиема композитору принадлежат еще "Ave Maria", "Pater noster" и другие сочинения.

По силам своего таланта Верди принадлежит к самым выдающимся итальянским композиторам второй половины XIX века. В творческой деятельности талантливого маэстро замечается постоянное прогрессирование не только со стороны фактуры, но и со стороны внутреннего содержания его произведений. Внимательно следя за ходом развития музыкального искусства, Верди, подобно многим другим композиторам, не мог не подчиниться вагнеровскому влиянию, охватившему музыку в середине прошлого столетия. В "Аиде" он уже почти совсем отрешается от старой итальянской рутины в области формы, сумев соединить итальянскую мелодичность с принципами вагнеризма и вводя новые и интересные гармонические сочетания. В последних же операх — "Отелло" и "Фальстаф" — Верди совершенно отказался от отдельных самостоятельно законченных номеров и музыка почти сплошь написана в ариозно-декламационном стиле. Своими последними произведениями композитор, в свою очередь, имел решающее влияние на развитие нового направления в современной итальянской опере.

Достигнув славы, почестей и богатства, Верди последние свои годы доживал на своей вилле "Сант-Агата", близ Буссето, получившей название "виллы профессора Верди". Здесь маститый композитор отдыхал от своих трудов и занимался хозяйством, отдавшись филантропической деятельности и увековечив свое имя постройкой прибежища для престарелых и беспомощных итальянских музыкантов и певцов.

Верди умер 27 января 1901 года в Милане. Смерть его вызвала глубокое сожаление, и на похоронах любимого композитора присутствовало до трехсот тысяч человек.

на главную ->

Belcanto.Ru - в мире оперы
Классическая музыка.Ру
OperaNews.Ru - всё об опере